Слитки с клеймами крупных аффинажных заводов выбрасываются на мировой рынок для отмывания контрабандного или нелегального золота, сообщили Рейтер руководители аффинажного и банковского секторов. Подделки трудно обнаружить, что делает их идеальным источником средств для наркоторговцев и полевых командиров.
За последние три года слитки стоимостью не менее $50 миллионов с маркировкой швейцарских аффинажных заводов, но не произведенные на этих предприятиях, были обнаружены всеми четырьмя ведущими швейцарскими аффинажными предприятиями и даже оказались в хранилищах J.P. Morgan Chase & Co., одного из крупнейших игроков на рынке золота, сообщили высшие руководители золотоперерабатывающих предприятий, банков и другие промышленные источники.
Четверо руководителей сообщили, что были найдены по меньшей мере 1.000 слитков стандартного килограммового размера. Это небольшая доля производства золотой промышленности, которая выпускает 2,0-2,5 миллиона таких слитков в год. По словам главы крупнейшего швейцарского аффинажного завода, подделки - очень высококачественные, и, возможно, тысячи других остались незамеченными.
“Последние поддельные слитки... очень профессионально изготовлены”, - сказал Майкл Месарик, генеральный директор завода Valcambi. По его словам, возможно, найдено несколько тысяч, но есть вероятность, что “гораздо, гораздо, гораздо больше еще находятся в обращении. И все это существует, и все это работает”.
Фальшивые слитки золота - бруски из дешевого металла, покрытые золотом - относительно распространены в золотой промышленности и легко обнаруживаются.
Подделки, о которых идет речь, более изощренные: золото настоящее и очень чистое, подделана лишь маркировка. Такие слитки - относительно новый способ обходить ограничения на поставки минеральных ресурсов из зон конфликтов и отмывать деньги. Они создают проблему для международных аффинажных компаний, финансистов и регулирующих органов, которые пытаются победить нелегальную торговлю золотом.
Высокие цены на золото с середины 2000-х годов спровоцировали бурный рост неофициальной и незаконной добычи. Без клейма престижного аффинажного завода такое золото оказалось бы на черном рынке или было бы продано со скидкой. Подделка швейцарских и других крупных торговых марок приводит к тому, что металл, добытый или переработанный в регионах, поставки из которых неприемлемы для Запада, например из некоторых районов Африки, Венесуэлы или Северной Кореи, может попасть на рынок, став источником средств для преступников или режимов под санкциями.
Неясно, кто производит поддельные слитки, но руководители и банкиры сказали Рейтер, что, по их мнению, большинство из них происходят из Китая, крупнейшего в мире производителя и импортера золота, и попали на рынок через дилеров и торговые дома в Гонконге, Японии и Таиланде. Будучи принятыми основными торговцами золотом в этих странах, они могут быстро распространиться по всему миру.
Слухи о поддельных слитках начали распространяться после первой половины 2017 года, когда J.P. Morgan, один из пяти крупнейших игроков на лондонском рынке золота объемом $10 триллионов в год, обнаружил в своих хранилищах по меньшей мере два слитка с одинаковыми номерами идентификации, сообщили Рейтер 10 человек, знакомых с этим вопросом. Рейтер не смог определить, где находятся хранилища.
J.P. Morgan отказался напрямую отвечать на вопросы о поддельных слитках или комментировать какие-либо детали этой истории.
“Нашей обычной практикой является немедленное оповещение соответствующих органов власти и аффинажных заводов в случае обнаружения несоответствий в маркировке слитков золота в ходе плановых проверок и процедур”, - говорится в сообщении банка.
“К счастью, у нас еще не было инцидентов, которые привели бы к убыткам для фирмы или клиента”.
Шанхайская биржа золота, которая регулирует рынок золота в Китае, сообщила, что ей не известно о поддельных слитках, производимых в Китае или перевозимых через него.
“Шанхайская биржа золота создала продуманную систему доставки и хранения. Процесс поставки золота (материала) на склад строго контролируется и осуществляется в соответствии с установленными правилами”, - говорится в сообщении.
Когда другие хранилища и торговцы золотом обнаруживали поддельные слитки, они возвращали их на соответствующий аффинажный завод, некоторые из которых работают в Азии. О возврате слитков в Швейцарию заводы сообщили властям страны, которые конфисковали их, сообщили заводы.
Швейцарская таможня сообщила, что в 2017 и 2018 годах прокуратура граничащего с Италией региона Тичино, где расположены три из четырех крупных аффинажных заводов Швейцарии, получила информацию о 655 поддельных слитках.
“Во всех случаях маркировка слитков весом 1 килограмм была поддельной”, - сообщил сотрудник таможни по электронной почте, отказавшись от дальнейших комментариев.
Прокуратура Тичино подтвердила, что получила три сообщения о золотых слитках с подозрительными серийными номерами, но сообщила, что не может дать дополнительную информацию. Полиция Невшателя, где расположен другой крупный швейцарский аффинажный завод, сообщила, что ни она, ни местная прокуратура пока не получали подобных сообщений.
УДОБНЫЙ РАЗМЕР
Килограммовые слитки небольшие - размером и толщиной с сотовый телефон - в отличие от 12,5-килограммовых слитков золота, обычно хранящихся мировыми центральными банками. Такие слитки являются наиболее распространенной формой обращения золота во всем мире, свободно перемещаясь между банками, аффинажными заводами, дилерами и физическими лицами. К маркировке, проштампованной на поверхности бруска, относятся клеймо аффинажного завода, который его изготовил, проба, вес и уникальный идентификационный номер. Каждый из таких слитков стоит около $50.000 по текущим ценам.
По словам банкиров и аналитиков, в некоторых частях Юго-Восточной Азии не редки случаи, когда люди используют золото вместо денег для крупных покупок, таких как недвижимость.
“Это единственный инвестиционный инструмент, который переходит от институциональных инвесторов, таких как банки, к частным и обратно”, - сказал один из руководителей одного из швейцарских заводов.
В Китае почти весь экспорт золота запрещен в рамках жесткого контроля за движением капитала. Это, говорят аналитики рынка, подстегнуло спрос среди состоятельных китайцев, желающих вывести деньги из страны, на способы их контрабанды.
По оценкам, от 400 до 600 тонн золота ежегодно вывозится через границу материкового Китая в Гонконг в багажниках автомобилей и автофургонах, большая часть - в килограммовых слитках, сказал Кэмерон Александер, руководитель отдела исследований драгоценных металлов GFMS Refinitiv, которая остлеживает мировые потоки золота. Таможня Гонконга сообщила, что за последнее десятилетие не получала жалоб на слитки с поддельными клеймами.
В Японии также существует давняя проблема контрабанды золота, в которой может быть использована поддельная маркировка, по словам руководителей аффинажного завода.
Швейцарские бренды - не единственные, кто стал жертвой пиратов, но они являются самыми популярными в мире, по словам руководителей компаний. Четыре крупнейших аффинажных завода Швейцарии - Valcambi, PAMP, Argor-Heraeus и Metalor - перерабатывают около 2.000-2.500 тонн золота в год на сумму около $100 миллиардов. Их товарные знаки являются одними из самых распространенных и пользуются доверием в отрасли. PAMP и Metalor отказались комментировать этот вопрос; Argor сообщила, что опасность подделки маркировки существовала всегда и порекомендовала покупать слитки только у доверенных дистрибьюторов.
Для получателей контрафактной продукции пиратские слитки представляют угрозу соответствия нормам регулирования: любой владелец такого металла, включая ювелиров, банки и фирмы, занимающиеся электроникой, рискует непреднамеренно нарушить глобальные правила, призванные исключить металл неизвестного или преступного происхождения из оборота. Правила направлены на прекращение поставок золота, которые помогают финансировать конфликты, терроризм или организованную преступность, наносят ущерб окружающей среде или свергают правительства.
Власти стран Америки и Европы принимают законы, обязывающие банки и производителей таких товаров, как ювелирные изделия и электроника, брать на себя больше ответственности за своих поставщиков. Например, закон Додда-Франка, принятого США, обязывает американские компании раскрывать, было ли золото, которое они используют, получено из стран Центральной Африки, где оно могло быть добыто для финансирования конфликтов.
Ричард Хейз, генеральный директор австралийского Perth Mint, одного из крупнейших в мире аффинажных заводов, сообщил, что его компания не сталкивалась со слитками с ее поддельными клеймами. Но, учитывая опыт других предприятий, он не сомневается, что они циркулируют.
“Это прекрасный способ отмывания конфликтного золота”, - сказал он.
“Золото подлинное, но добыто неэтичным путем... Оно выглядит абсолютно натуральным, оно правильно анализируется, и оно также правильно весит”.
Идеальный внешний вид слитков делает их очень эффективным средством.
“Это очень, очень трудно контролировать”, - сказал Хейз.
J.P. Morgan поставляет золото крупнейших аффинажных заводов многим крупнейшим банкам, ювелирам и инвесторам всего мира, и обнаружение поддельных слитков в его хранилищах вызвало ревизию его запасов, говорят источники на рынке. Один из них сказал, что в ходе проверки были найдены около 50 слитков с поддельной маркировкой. Другой сказал, что были найдены несколько сотен. J.P. Morgan отказался от комментариев.
Люди в отрасли, знакомые с вопросом, говорят, что количество поддельных слитков и их высокое качество означают, что их производство должно быть хорошо организовано. Анализ движения слитков показал, что они были сделаны в Азии, возможно, в Китае, говорят они. Но золото, из которого они изготовлены, можно было расплавить и переплавить после добычи где угодно.
J.P. Morgan отреагировал на это открытие, решив прекратить покупку любого золота в Азии, которое не было получено от небольшого количества аффинажных заводов, которому он доверяет, сообщили пять человек, знакомых с этим решением. J.P. Morgan отказался от комментариев.
Другие банки также ограничили закупки золота в Азии, говорят 15 человек в отрасли.
“Они не будут связываться с чем-либо, в чем есть хоть малейшие сомнения”, - сказал Александер, аналитик GFMS Refinitiv.
Рейтер связался с пятью крупными банками, торгующими золотом в Азии, некоторые из которых имеют хранилища.
HSBC отказался от подробных комментариев, но представитель банка сообщил, что покупает слитки только у небольшой группы предприятий, аккредитованных Лондонской ассоциацией рынка драгоценных металлов (LBMA), например, швейцарских. HSBC сообщил, что не нашел никаких подделок.
UBS не комментирует вопрос о поддельных слитках, но сообщил, что продает только золото, переработанное предприятиями, аккредитованными LBMA.
Standard Chartered отказался от комментариев, сообщив: “Это не вопрос, который касается нас”.
ANZ сообщил, что покупает слитки у “избранной группы контрагентов”, и его политика, которая не была изменена в связи с контрафактной продукцией, состоит в том, чтобы переплавлять слитки перед их продажей.
Получить комментарий ICBC Standard не удалось.
ТРИ ДЕВЯТКИ
С 2017 года количество обнаруженных поддельных слитков сократилось. Но переработчики говорят, что подделки становятся все более изощренными, поэтому проблема, возможно, выросла.
Месарик из Valcambi сказал, что в 2017 году были обнаружены сотни слитков с одинаковым идентификационным номером. Другие производители также отмечали орфографические ошибки, дефекты в изображениях логотипов или слишком глубокую или мелкую печать.
Сегодня подделки изготавливаются более точно, с использованием, казалось бы, сложной техники, сказал Месарик. Их все еще можно обнаружить по вмятинам от роботизированного захвата или повторяющихся дефектов формы для отливки. Но их легко пропустить.
Наиболее надежным способом выявления подделок является проверка их чистоты. Золото на мировых рынках доступно с разной степенью чистоты: для профессионально изготовленных килограммовых слитков наиболее распространенным стандартом является 99,99%, известный в отрасли как “четыре девятки”. Анализ трех поддельных слитков на одном швейцарском заводе показал, что два из них были чистыми на 99,98%, а третий - на 99,90%.
Несмотря на то, что этот уровень не соответствует признанным профессиональным стандартам, его трудно достичь, и для его обнаружения требуется современное оборудование.
Швейцарская таможня сообщила, что у некоторых из 655 слитков, о которых сообщила прокуратура Тичино, степень чистоты была лишь немногим меньше 99,99%.
“Уровень подделок становится действительно хорошим. Даже нам их трудно отличить”, - сказал один из руководителей швейцарского аффинажного завода, который говорил на условиях анонимности.
“Они, однако, чуть менее чисты, потому что у людей, занимающихся подделками, нет оборудования, которое есть у нас”.
ГОЛОГРАММЫ И МИКРОСКАНИРОВАНИЕ
Заводы отвечают на проблему технологиями.
Metalor в этом году начал наносить на свои слитки голограммы. Как и на банкнотах, изображения на слитках меняются при просмотре под определенным освещением или через фильтры. PAMP и Valcambi проводят микросканирование поверхности слитков и поставляют оборудование или приложения для телефонов, которые могут сканировать слитки и проверять, соответствуют ли их поверхности данным завода. Argor сообщил, что его слитки имеют различные элементы безопасности, но не предоставил подробности из соображений безопасности.
LBMA, которая аккредитует аффинажные заводы по всему миру для подтверждения качества выпускаемой продукции, разрабатывает стандарты безопасности. Она также предложила создать глобальную базу данных, содержащую информацию о каждом произведенном килограммовом слитке, в качестве способа перекрестной проверки продукции для обеспечения дополнительного уровня защиты.
Однако большинство функций защиты были внедрены на аффинажных заводах совсем недавно, и общая база данных не планируется как минимум до 2020 года.