мы работаем для Вас с 1998 года воскресенье, 22 декабря 2024 года 
Отраслевой ювелирный портал Ювелинет
 



Новости за период


Последние 20
Последние 50
Последние 100
Все новости


Новости по разделам

Власть
Инновации
Закон 115-ФЗ ювелирам и ломбардам
Гильдия Ювелиров России
Общество
Пресс-релизы
Бренды
Повышение квалификации
Роскошь и люкс
Торговля
Ювелиры и компании
Техника и технология
Драгоценные камни
Выставки
Недра
Рынки
Криминал
Коллекции
Ломбарды

Лента новостей еженедельной газеты
"Ювелирные Известия"

 

 

Руководитель Геммологического Центра МГУ Шелементьев Ю.Б. комментирует ситуацию

Но­вость о том, что по­яви­л­ся но­вый за­ко­но­про­ект в сфе­ре дра­го­цен­ных ка­м­ней, быст­ро ста­ла хед­лай­не­ром на но­во­ст­ных пор­та­лах для юве­ли­ров. Вы­ра­зим экс­пер­т­ное мне­ние по по­во­ду но­во­го за­ко­но­про­ек­та, ка­са­ю­ще­го­ся сер­ти­фи­ка­ции дра­го­цен­ных ка­м­ней (в про­ек­те и ря­де ак­тов сер­ти­фи­ка­ция обо­з­на­ча­ет­ся как под­твер­ж­де­ние со­о­т­вет­ствия).

С­прав­ка: Про­ект Фе­де­раль­но­го за­ко­на "О вне­се­нии из­ме­не­ний в от­дель­ные за­ко­но­да­тель­ные ак­ты Рос­сий­ской Фе­де­ра­ци­и" за­ре­ги­стри­ро­ван 29 мая 2024 го­да в Си­сте­ме обес­пе­че­ния за­ко­но­да­тель­ной де­я­тель­но­сти.За­ко­но­про­ект № 636635-8 внес­ли се­на­то­ры Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции Н.А. Жу­равлев, А.Д. Ар­та­мо­нов, М.М. Уль­ба­шев, А.Н. Епи­шин, А.А. Сал­па­га­ров, П.В. Та­ра­ка­нов, С.В. Ка­ла­ш­ник и де­пу­та­ты Го­су­дар­ствен­ной Ду­мы А.Г. Ак­са­ков, А.Н. Сви­сту­нов, О.Д. Ди­мов, В.С. Ма­ка­ров, В.Б. Се­нин. Про­ект фе­де­раль­но­го за­ко­на «О вне­се­нии из­ме­не­ний в от­дель­ные за­ко­но­да­тель­ные ак­ты Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» (да­лее - за­ко­но­про­ект), как ука­за­но в по­яс­ни­тель­ной за­пис­ке к за­ко­но­про­ек­ту, раз­ра­бо­тан в це­лях уси­ле­ния го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля за об­ра­ще­ни­ем дра­го­цен­ных ка­м­ней.

Со­глас­но это­му за­ко­но­про­ек­ту, ме­ня­ют­ся за­кон о дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях, за­кон о тех­ни­че­ском ре­гу­ли­ро­ва­нии, и в ито­ге сер­ти­фи­ка­ци­ей дра­го­цен­ных ка­м­ней в на­шей стра­не бу­дут за­ни­мать­ся не част­ные ге­м­мо­ло­ги­че­ские ла­бо­ра­то­рии, а го­су­дар­ствен­ные. Дра­го­цен­ные ме­тал­лы и дра­го­цен­ные ка­м­ни не бу­дут бо­лее под­па­дать под дей­ствие за­ко­на о тех­ни­че­ском ре­гу­ли­ро­ва­нии. В ка­че­стве обос­но­ва­ния: от­сут­ствие по­ряд­ка на ры­н­ке дра­го­цен­ных ка­м­ней, раз­ли­чия в ха­ра­к­те­ри­сти­ках ка­м­ней, ко­то­рые опре­де­ля­ют част­ные ла­бо­ра­то­рии, воз­мо­ж­ность обе­ле­ния чер­но­го ры­н­ка че­рез ны­не­ш­нюю сер­ти­фи­ка­цию. Эти об­сто­я­тель­ства и тре­бу­ют из­ме­не­ния за­ко­нов и уси­ле­ния гос­кон­тро­ля, по мне­нию ав­то­ров.

Вы­ска­жу не­сколь­ко ре­ма­рок, как ге­м­мо­лог, ра­бо­та­ю­щий в этой сфе­ре 30 лет. И в на­сто­я­щий мо­мент сер­ти­фи­ка­ци­ей мо­гут за­ни­мать­ся не толь­ко част­ные, но и го­су­дар­ствен­ные струк­ту­ры. За­кон о тех­ни­че­ском ре­гу­ли­ро­ва­нии за­пре­ща­ет со­в­ме­щать фун­к­ции под­твер­ж­де­ния со­о­т­вет­ствия с фун­к­ци­я­ми кон­тро­ля. То есть раз­ли­ч­ные ор­га­ни­за­ции, го­су­дар­ствен­ные и част­ные, мо­гут со­з­да­вать си­сте­мы сер­ти­фи­ка­ции, кро­ме той ор­га­ни­за­ции, ко­то­рая за­ни­ма­ет­ся кон­тро­лем. Это сде­ла­но не слу­чай­но. Ес­ли ор­га­ни­за­ция за­ни­ма­ет­ся кон­тро­лем, то она име­ет мно­го пол­но­мо­чий. Ес­ли эти пол­но­мо­чия не огра­ни­чи­вать за­ко­но­да­тель­ством о тех­ни­че­ском ре­гу­ли­ро­ва­нии, то та­кая ор­га­ни­за­ция бу­дет со­з­да­вать мас­су из­бы­точ­ных тре­бо­ва­ний, что­бы са­ма же их и кон­тро­ли­ро­вать. И не бу­дет ни­ка­ко­го ра­зу­м­но­го сдер­жи­ва­ния. Что и пред­ла­га­ют ав­то­ры за­ко­но­про­ек­та: вы­ве­сти дра­го­цен­ные ме­тал­лы и дра­го­цен­ные ка­м­ни из за­ко­на о тех­ни­че­ском ре­гу­ли­ро­ва­нии, что­бы кон­тро­ли­ру­ю­щие ор­га­ны за­ни­ма­лись сер­ти­фи­ка­ци­ей. Ес­ли сей­час сер­ти­фи­ка­ция дра­го­цен­ных ка­м­ней не яв­ля­ет­ся обя­за­тель­ной, но по­с­ле при­ня­тия но­вых за­ко­нов она быст­ро ста­нет обя­за­тель­ной. Ес­ли сей­час на сер­ти­фи­ка­цию участ­ни­ки ры­н­ка при­но­сят по­ряд­ка 10 тыс. ка­м­ней в год, то но­вые тре­бо­ва­ния сде­ла­ют не­об­хо­ди­мой сер­ти­фи­ка­цию дра­го­цен­ных ка­м­ней пе­ред за­кре­п­кой, а это по­ряд­ка 40 - 50 ми­л­ли­о­нов ка­м­ней в год. Ры­ноч­ная сто­и­мость мел­ко­го бри­л­ли­ан­та ни­же, чем се­бе­сто­и­мость все­го про­цес­са его ди­а­г­но­сти­ки, опре­де­ле­ния ха­ра­к­те­ри­стик, ка­че­ства огран­ки, офор­м­ле­ния до­ку­мен­тов. Се­год­ня на ры­н­ке все по­ни­ма­ют, что та­кие ка­м­ни нет смыс­ла сер­ти­фи­ци­ро­вать. Как в ми­ре, так и в Рос­сии. Но ку­ра­то­ры от­рас­ли ви­дят, как та­кие ка­м­ни по­сту­па­ют в си­сте­му ГИИС ДМДК, и уже го­су­дар­ство не­сет от­вет­ствен­ность пе­ред по­тре­би­те­лем, что ка­м­ни в из­де­лии пра­виль­но про­ди­а­г­но­сти­ро­ва­ны и оце­не­ны.

По­лу­ча­ет­ся, что Мин­фин и Про­би­р­ная па­ла­та из­на­чаль­но на­ме­ре­ва­лись со­з­дать си­сте­му ГИИС, в том чис­ле и для кон­тро­ля, для про­сле­жи­ва­е­мо­сти, для га­ран­тий по­тре­би­те­ля, для борь­бы с кон­тра­фа­к­том. Си­сте­ма со­з­да­на, но ука­за­н­ным усло­ви­ям не удо­в­ле­тво­ря­ет. Се­год­ня у чи­но­в­ни­ков нет ни­ка­ко­го кон­тро­ля над ка­м­ня­ми, ко­то­рые по­па­да­ют в юве­ли­р­ные из­де­лия. Ес­ли ка­мень под­дель­ный, то уже не юве­лир, а го­су­дар­ствен­ная си­сте­ма вво­дит по­тре­би­те­ля в за­блу­ж­де­ние.

И ес­ли имен­но эти со­об­ра­же­ния ру­ко­во­ди­ли ав­то­ра­ми за­ко­но­про­ек­та, то ра­зу­м­но бы­ло бы не толь­ко пред­ла­гать из­ме­не­ния за­ко­на, а пред­ска­зать и по­след­ствия. О ка­ком ко­ли­че­стве ка­м­ней и сер­ти­фи­ка­тов мы го­во­рим? Ес­ли мы го­во­рим о сер­ти­фи­ка­ции по­ряд­ка 40 - 50 ми­л­ли­о­нов ка­м­ней в год, то­г­да обос­но­ва­ние в за­ко­но­про­ек­те со­в­сем не­пра­виль­ное. Там на­пи­са­но, что по­стро­е­ние си­сте­мы ла­бо­ра­то­рий не по­тре­бу­ет за­трат из бюд­же­та. Но нель­зя про­ве­рять ка­м­ни вы­бо­роч­но. Есть мно­го слу­ча­ев под­ме­са на­ту­раль­ных ка­м­ней и син­те­ти­ки. Про­вер­ка и сер­ти­фи­ка­ция ми­л­ли­о­нов ка­м­ней в год - это но­вые ла­бо­ра­то­рии, их ос­на­ще­ние и пе­р­со­нал, ты­ся­чи со­труд­ни­ков. Затрат­но для бюд­же­та на­шей стра­ны.

Вот ка­кие по­след­ствия бу­дут:

  • Обя­за­тель­ная сер­ти­фи­ка­ция дра­го­цен­ных ка­м­ней­;
  • Соз­да­ние де­сят­ков но­вых ла­бо­ра­то­рий, в том чис­ле в ре­ги­о­нах, за счет бюд­же­та;
  • По­иск ква­ли­фи­ци­ро­ван­но­го пе­р­со­на­ла (боль­шая про­б­ле­ма в на­ше вре­мя);
  • Бес­пре­це­ден­т­ные объ­е­мы сер­ти­фи­ка­ции, не име­ю­щее ана­ло­гов в ми­ре, по­ряд­ка 40 - 50 ми­л­ли­о­нов ка­м­ней в год;
  • Огро­м­ные рас­хо­ды юве­ли­ров Рос­сии на сер­ти­фи­ка­ци­ю;
  • Соз­да­ние оче­ре­дей. Оста­но­в­ка юве­ли­р­ных про­из­вод­ств;
  • Оши­б­ки экс­пе­р­тов как при ди­а­г­но­сти­ке, так и при оцен­ке ха­ра­к­те­ри­стик ка­м­ней­;
  • В слу­чае ана­ли­за вы­бо­роч­ных ка­м­ней ни­кто не га­ран­ти­ру­ет под­лин­но­сти осталь­ных ка­м­ней в пар­ти­и;
  • Но­вые нор­ма­тив­ные ак­ты, на­вя­зы­ва­ю­щие из­бы­точ­ные тре­бо­ва­ни­я;
  • Не­раз­бе­ри­ха в до­ку­мен­та­ции по стан­дар­ти­за­ци­и;
  • Рост роз­ни­ч­ных цен на юве­ли­р­ные из­де­лия с ка­м­ня­ми.

Та­ким об­ра­зом, из­на­чаль­но на пе­р­вый взгляд по­хваль­ная ини­ци­а­ти­ва чи­но­в­ни­ков по уже­сто­че­нию кон­тро­ля над ка­м­ня­ми, в це­лях обе­ле­ния ры­н­ка и за­щи­ты прав по­тре­би­те­ля, в слу­чае ее ре­а­ли­за­ции, при­ве­дет к кол­ла­п­су юве­ли­р­ной ин­ду­стрии, но не ре­шит за­яв­лен­ных за­дач. Как и са­ма си­сте­ма ГИИС за­яв­лен­ных за­дач не ре­ша­ет. При­мер­но в на­ча­ле 2016 го­да, ко­г­да на­чи­на­лись раз­го­во­ры о мар­ки­ро­в­ке и про­сле­жи­ва­е­мо­сти, за­м­ми­ни­ст­ра фи­нан­сов Алек­сей Вла­ди­ми­ро­вич Мо­и­се­ев дал ин­тер­вью. Он ска­зал, что на ры­н­ке дра­го­цен­ных ка­м­ней есть кон­тра­факт, что этот кон­тра­факт со­став­ля­ет 40%, и что с ним на­до бо­роть­ся, и вот для это­го ну­ж­ны мар­ки­ро­в­ка и про­сле­жи­ва­е­мо­сть. Та­кое вот бы­ло обос­но­ва­ние. Во­семь лет про­ш­ло. И что же? Мар­ки­ро­в­ка есть. Про­сле­жи­ва­е­мость есть. Ста­ло мень­ше кон­тра­фа­к­та? Нет, его ста­ло боль­ше. Се­год­ня от­дель­ные юве­ли­ры в пуб­ли­ч­ном про­стран­стве рас­ска­зы­ва­ют, что они в од­ном из­де­лии сме­ши­ва­ют при­род­ные и син­те­ти­че­ские бри­л­ли­ан­ты, по­то­му что это од­но и то же. С гор­до­стью. Как же это од­но и то же? А син­те­ти­че­ский ру­бин - од­но и то же с при­род­ным ру­би­ном?

Ко­ли­че­ство кон­тра­фа­к­та толь­ко воз­рос­ло. Раз­ве не кон­тра­факт, ко­г­да ис­кус­ствен­ный ка­мень про­да­ют под ви­дом при­род­но­го? Во всем ми­ре рас­тет до­ля син­те­ти­че­ских бри­л­ли­ан­тов, ко­то­рые про­да­ют­ся в юве­ли­р­ных из­де­ли­ях, и в Рос­сии то­же. Сам по се­бе син­те­ти­че­ский бри­л­ли­ант - нор­маль­ный то­вар, но воз­ни­ка­ют про­б­ле­мы, ко­г­да его вы­да­ют за при­род­ный, или вво­дят по­тре­би­те­ля в за­блу­ж­де­ние, под­та­со­вы­вая фа­к­ты и мне­ния, что­бы за­труд­нить по­ни­ма­ние. Не упо­ми­ная, что при­род­ный бри­л­ли­ант яв­ля­ет­ся дра­го­цен­ным ка­м­нем, в том чис­ле и в юри­ди­че­ском смысле. В от­ли­чие от син­те­ти­че­ско­го. Мы ожи­да­ем рост до­ли син­те­ти­че­ских бри­л­ли­ан­тов на юве­ли­р­ном ры­н­ке, что на­б­лю­да­ет­ся во всем ми­ре. И как го­су­дар­ствен­ные ор­га­ны с этим со­би­ра­ют­ся бо­роть­ся? Син­те­ти­че­ский бри­л­ли­ант не яв­ля­ет­ся дра­го­цен­ным ка­м­нем, зна­чит, его обо­рот не под­ле­жит ре­гу­ли­ро­ва­нию те­ми го­сор­га­на­ми, ко­то­рые за­ни­ма­ют­ся дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми. Что мы ви­дим? Уже­сто­чая тре­бо­ва­ния к обо­ро­ту и уче­ту при­род­ных ка­м­ней, го­су­дар­ство под­тал­ки­ва­ет юве­ли­ров к ис­поль­зо­ва­нию син­те­ти­че­ских. А ведь в ис­то­рии на­шей стра­ны у нас уже был пе­ри­од, ко­г­да глав­ным юве­ли­р­ным ка­м­нем в на­шей стра­не был син­те­ти­че­ский ру­бин. И про­да­вал­ся он в го­су­дар­ствен­ных юве­ли­р­ных ма­га­зи­нах. И сло­во “син­те­ти­че­ский” от­сут­ство­ва­ло на яр­лы­ч­ках к та­ким из­де­ли­ям. Все вы­г­ля­дит так, что эле­мен­ты то­го вре­ме­ни воз­вра­ща­ют­ся сно­ва.

Нель­зя кон­тро­ли­ру­ю­щим ор­га­нам за­ни­мать­ся сер­ти­фи­ка­ци­ей в сфе­ре, ко­то­рую они кон­тро­ли­ру­ют. Пред­ставь­те се­бе, ес­ли все кон­тро­ли­ру­ю­щие ор­га­ны на­ч­нут са­ми уста­нав­ли­вать тре­бо­ва­ния в сво­их об­ла­стях. На­при­мер, по­жар­ное ве­до­м­ство ре­шит, что все ог­не­ту­ши­те­ли в стра­не не со­о­т­вет­ству­ют их тре­бо­ва­ни­ям. И что ог­не­ту­ши­те­ли все дол­ж­ны по­ку­пать толь­ко у по­жар­ни­ков. Вот мы за­жи­ве­м! Ин­те­рес­но, в по­жар­ном ве­до­м­стве оста­нет­ся кто-то, что­бы ту­шить по­жа­ры, или все бу­дут тор­го­вать ог­не­ту­ши­те­ля­ми и хо­дить по до­мам, что­бы по­смо­т­реть, есть ли у вас ог­не­ту­ши­тель, в ка­ж­дой ли он ко­м­на­те, и со­о­т­вет­ству­ет ли он стан­дар­ту по­жар­ной ин­стан­ции? Но из­бы­точ­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние не га­ран­ти­ру­ет по­ряд­ка. А толь­ко поз­во­ля­ет чи­но­в­ни­кам за­ни­мать­ся ко­м­мер­че­ской де­я­тель­но­стью и со­з­да­ет про­б­ле­мы на ка­ж­дом ша­гу.

И в кон­це хо­чет­ся об­су­дить си­ту­а­цию с ха­ра­к­те­ри­сти­ка­ми на дра­го­цен­ные ка­м­ни. В обос­но­ва­нии к за­ко­но­про­ек­ту ука­зы­ва­ет­ся, что раз­ли­ч­ные ла­бо­ра­то­рии ста­вят на ка­м­ни раз­ли­ч­ные ха­ра­к­те­ри­сти­ки. Та­кое утвер­ж­де­ние во мно­гом спра­вед­ли­вое, и са­ма та­кая си­ту­а­ция дей­стви­тель­но есть, в первую оче­редь на бри­л­ли­ан­ты. При­чи­на кро­ет­ся в эле­мен­тах субъ­ек­ти­виз­ма, за­ло­жен­ных в си­сте­мы оцен­ки ка­м­ней. Се­год­ня нет ин­стру­мен­тов, ро­бо­тов и ИИ, ко­то­рые бы де­ла­ли оцен­ку ка­м­ней. Та­кую оцен­ку де­ла­ют лю­ди, и да­же в од­ной ла­бо­ра­то­рии раз­ные экс­пе­р­ты мо­гут по­ста­вить на один и тот же ка­мень раз­ные ха­ра­к­те­ри­сти­ки, и та­к­же бу­дет и в тех трех гос ла­бо­ра­то­ри­ях, ко­то­рые ука­за­ны в про­ек­те. Но ес­ли ге­м­мо­ло­ги­че­ская ла­бо­ра­то­рия не за­ви­сит от про­из­вод­ства, от тор­го­в­ли, то экс­пе­р­ты не име­ют при­чин за­вы­шать ли­бо за­ни­жать ха­ра­к­те­ри­сти­ки ка­м­ней. Та­ким об­ра­зом, ключ к пра­виль­ным ха­ра­к­те­ри­сти­кам - это не­за­ви­си­мость ла­бо­ра­то­рии и ко­м­пе­тен­т­ность ее экс­пе­р­тов. Ес­ли это при­нять во вни­ма­ние, то ра­зу­м­но ре­гу­ли­ро­вать де­я­тель­ность ла­бо­ра­то­рий, как част­ных, так и го­су­дар­ствен­ных, уста­нав­ли­вая пра­ви­ла их ра­бо­ты, на­прав­лен­ные на их не­за­ви­си­мость и ко­м­пе­тен­т­но­сть. На­при­мер, че­рез ак­кре­ди­та­цию.

Мо­ж­но срав­ни­вать ла­бо­ра­то­рии по же­ст­ко­сти оцен­ки ка­м­ней, ры­нок этим за­ни­ма­ет­ся, и в ре­зуль­та­те участ­ни­ки ры­н­ка мень­ше до­ве­ря­ют пред­взя­тым оцен­кам. Но кро­ме то­го, ва­ж­но еще раз под­чер­к­нуть, что сер­ти­фи­ка­ция в на­шей стра­не де­ла­ет­ся для очень не­боль­шой до­ли ка­м­ней, ко­то­рые за­тем про­да­ют­ся в роз­ни­цу без опра­вы. Сер­ти­фи­ка­ция не де­ла­ет­ся для оправ­лен­ных ка­м­ней, ко­то­рых про­да­ет­ся при­мер­но на три по­ряд­ка боль­ше. И вот тут воз­ни­ка­ют во­про­сы, при­чем не толь­ко к ха­ра­к­те­ри­сти­кам, но и к ди­а­г­но­сти­ке, под­твер­ж­де­нию при­ро­ды ка­м­ней, на­ли­чию об­ла­го­ра­жи­ва­ния. По­лу­ча­ет­ся, что до­ля ка­м­ней, про­шед­ших сер­ти­фи­ка­цию, в ты­ся­чи раз мень­ше до­ли ка­м­ней, ко­то­рые ни­ко­г­да в ла­бо­ра­то­рию не по­па­да­ли. Сколь­ко все­го та­ких ка­м­ней, зна­ют толь­ко кон­тро­ли­ру­ю­щие ор­га­ны, на ба­зе ста­ти­сти­ки си­сте­мы ГИИС. Что де­лать с эти­ми ка­м­ня­ми, это боль­шой во­прос. Хо­ро­шо бы при­ду­мать на не­го от­вет. От это­го вы­и­г­ра­ют все участ­ни­ки ры­н­ка. Но по­нят­но, что три гос ла­бо­ра­то­рии, ко­то­рые есть в за­ко­но­про­ек­те, этот во­прос не ре­шат. В ми­ре нет опы­та по то­таль­ной сер­ти­фи­ка­ции всех ка­м­ней на ры­н­ке, вклю­чая де­сят­ки ми­л­ли­о­нов мел­ких.

Юрий Ше­ле­мен­тьев,

ру­ко­во­ди­тель Ге­м­мо­ло­ги­че­ско­го Цен­т­ра МГУ,

­пре­зи­дент На­ци­о­наль­ной Ге­м­мо­ло­ги­че­ской Ас­со­ци­а­ции.

Источник: [ agjr.ru ]

<< предыдущая новость - следущая новость >>


(C) Ювелинет 1998-2017 Инофрмационная Группа ЮР