На днях мы публиковали доработанный проект «Об утверждении Правил признания физических лиц художниками-ювелирами…» и попросили вас высказать свои предложения по проекту, сообщает junwex.com. Поделимся одной из точек зрения.
Сергей Жердев, генеральный директор компании PRIMOSSA
Наслышан о правительственном проекте «Об утверждении Правил признания физлиц художниками-ювелирами». Проект должен помочь ювелирам-художникам легализовать свою деятельность. По идее, он должен помочь не умереть с голоду рабочим с закрывшихся производств, оставшимся без работы, и ювелирам-одиночкам на ремонте, мастерам за 50. Помочь им нормально работать, не бояться уголовной и административной ответственности. Это, конечно, гуманная цель. Но и она не будет выполнена с помощью этого проекта.
Рассмотрим требования, которые должны выполнить участники программы:
1. Продолжать традиции и развивать новые направления ювелирного мастерства.
2. Иметь опыт участия в конкурсах, выставках, смотрах, других культурных мероприятиях в ювелирной отрасли.
Современное ювелирное мастерство, а тем более развитие этого мастерства – это в первую очередь технологии, а потом уже рука художника. И никак они развить это не смогут. Все это просто красивые слова.
Представьте аналогичный проект поддержки оружейных мастеров. Согласно такой логике, требованиями к оружейникам должны быть следующие: представить не менее трех разработок танков, успевших получить награды на выставках современного вооружения.
На сегодня проект поддержки ювелирной отрасли – это серия красивых фраз, написанных функционерами, которые под собой ничего не имеют. Как мастер, имеющий верстак 1937 года выпуска и набор примитивных инструментов, может участвовать в ювелирных конкурсах? И, тем более, претендовать на награды. Надежды на «русского Левшу» в этом случае не оправданы. Все современные высокохудожественные изделия делаются на американских 3D-принтерах с использованием воска, усилиями 3D-дизайнеров с зарплатой от 150 000 руб., на современном литейном оборудовании стоимостью от 50 000 евро, и вот к этому всему должна приложиться рука художника, без которого, конечно, никуда.
Ошибки в боевом управлении ведут к гибели людей, и их вынуждены оперативно исправлять. Ошибки в управлении ювелирной отраслью приведут к тихому еe вымиранию. Но реанимацией придется заниматься уже следующему поколению чиновников, ведь процесс это небыстрый. Поэтому, к сожалению, всe происходит так, как происходит.
Почему проект не поможет художникам-ювелирам?
В нeм содержится ряд требований, которые обязательны к исполнению для признания этого статуса. Во-первых, это уже упомянутое мной участие в выставках. Во-вторых, это необходимость прохождения специальных комиссий. Я не очень понимаю, по каким критериям комиссии будут решать, кто является ювелиром-художником, а кто просто ювелиром, т.е. человеком, который под действие закона не подпадает.
Смею вас заверить, наибольшие возможности попасть под этот статус имеют не художники-ювелиры, а люди с хорошими организаторскими способностями, которые часто не свойственны настоящим художникам, людям творческим. Поверьте, все художники-ювелиры с организаторскими способностями уже давно легализовались в пределах действующих правовых норм. Так что желанный статус получат не истинные художники-ювелиры, а предприниматели с организаторскими способностями, которые без труда сварганят весь пакет документов и пройдут комиссии.
Законотворцы забыли, как много у нас в стране Акакий Акакиевичей из гоголевской «Шинели», которые хорошо могут ремонтировать или выпиливать колечки на заказ, но не в состоянии справиться с бюрократической махиной. Они живут своим маленьким заработком, кормят себя и семью. Они боятся высовываться и тем более проходить комиссию, их колечки – не произведение высокого ювелирного искусства, но всe же эти люди зарабатывают своим умением себе на хлеб, часто больше ничего не умея. А сейчас они все ходят под уголовкой благодаря той вакханалии, что затеяла власть с ювелирной отраслью.Так для кого этот закон?
Закон направлен на создание ещe одного пакета бюрократических бумаг, которые надо выправить, или, скорее, прибегнуть к услугам людей, которые помогут это сделать за вознаграждение. Просто ещe одно бюрократическое препятствие, преодоление которого для хватких бизнесменов не станет проблемой, а вот мастера без должного образования, навыков и денег прохождение комиссий не осилят. Они пойдут по доступному им пути: будут потихоньку, за занавешенными окнами, выполнять заказы населения. Почему мы пишем на бумаге одно, а подразумеваем другое? Это что наш российский крест, который несем со времен Ивана Грозного.
Что же с этим всем делать?
Может, не стоит выдумывать свой особый путь? Не создавать себе трудностей, чтобы потом их героически преодолевать? Не плодить законов и бумаг, а поступить как все лидеры ювелирной отрасли? Упростить процессы, сделать регистрацию ювелиров-художников такой же простой, как у самозанятых? Это даст людям возможность выйти из тени и откроет приток налоговых поступлений. В мировой практике почти повсеместно именно так ювелирная отрасль и работает.
Тогда и комиссий не нужно будет формировать. Или, в отличие от Турции, Таиланда и Италии, у нас работают одни мошенники? Ну так для них у нас есть огромный силовой блок. ОБЭП, ФСБ, пробирный надзор, налоговая инспекция, торговая инспекция, санэпидемстанция, пожарная инспекция, Центробанк, охрана труда, экологический надзор, фимониторинг… Не будем отнимать у них хлеб. Может, обойдeмся без специальных комиссий? Уж очень и так много смотрящих, которых надо содержать за наши налоги.