На прошлой неделе в сети Интернет прогремела новость, в том числе подтвержденная и публикацией ФПП, о том, что «большую часть бизнеса» освободили от плановых проверок в 2023 году. Однако давайте разберемся действительно ли это так и относится ли основная часть малых предприятий к этой «большей части» бизнеса.
Итак, от проверок не освобождены 2 категории:
- виды государственного контроля (надзора), если в отношении таких видов государственного контроля (надзора) не применяется риск-ориентированный подход;
- объекты контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска.
Под первое основание подпадает лицензионный контроль, т.е. контроль за соблюдением требований законодательства о лицензировании скупки и переработки драгоценных металлов, драгоценных камней и ювелирных изделий - сфера относительно новая, критерии риск-ориентированного подхода не разработаны, т.е. фактически риск-ориентированный подход не применяется.
Под второе - пробирный надзор - надзор за соблюдением требований законодательства об обороте драгоценных металлов и драгоценных камней (в том числе электронный документооборот системы ГИИС ДМДК). Здесь в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1015 "О федеральном государственном пробирном надзоре" (далее – Постановление) риск-ориентированный подход разработан, критерии установлены в 2021 году, применяется бальная система (критерии по каждому виду опубликованы в Постановлении):
- от 50 баллов и выше - чрезвычайно высокий уровень риска;
- от 30 до 50 баллов - высокий уровень риска;
- от 11 до 30 баллов - средний уровень риска;
- от 10 и менее баллов - низкий уровень риска.
Так как же рассчитываются баллы и какова вероятность быть отнесенным к низкому или среднему уровню риска? Давайте рассмотрим 2 примера.
Пример 1:
Небольшая сеть ювелирных магазинов (3 точки), имеет интернет-магазин, торгует ювелирными изделиями и часами российского производства. Осуществляет скупку. Оборот до 10 000 проданных изделий в год.
Критерии:
- Вид деятельности:
- торговля розничная часами или ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, осуществляемая непосредственно при помощи информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" – 7 баллов.
- скупка - 10 баллов.
- Объемы в год:
- реализации от 1 000 до 10 000 – 5 баллов
- скупки (до 1 кг) – 1 балл.
- Наличие нарушений (оборота, лицензионных требований) – 0 (пока ни у кого нет) баллов.
- Количество ОКВЭД: ремонт, скупка, розничная торговля ЮИ, розничная торговля часами (4 шт.) - 3 балла.
- Количество адресов (3 ТОП) - 3 балла.
- Источники поступления ювелирных изделий (отечественная продукция) – 5 баллов.
- Наличие лицензии на скупку (получена) - 0 баллов.
- Осуществление импортно-экспортных операция (нет) – 0 баллов.
Итого: 34 балла
Пример 2:
Ломбардная сеть из 7 точек. Частично реализует невостребованное имущество в розницу без отправки на клеймение невостребованного имущества в ФПП.
- Вид деятельности ломбард – 10 баллов.
- Объемы реализации невостребованных залогов в год: свыше 1000 штук – 9 баллов.
- Нарушений в сфере оборота ДМДК нет – 0 баллов.
- Нарушения законодательства «О ломбардах» (выявлено Банком России 1 нарушение в декабре 2021 года) – 10 баллов.
- Количество ТОП: 7 штук – 5 баллов.
- На опробование в МРУ ФПП невостребованное имущество не предоставляет - 5 баллов.
- Какой период времени выдает займы (5 лет) – 3 балла (чем меньше, тем баллы выше).
Итого: 42 балла
Картина складывается не из приятных и неутешительный вывод очевиден - попасть в низкий уровень риска практически невозможно, также мала вероятность попадания и в средний уровень риска.
Примените эти критерии к своим организациям, а если сомневаетесь в результатах расчета – запросите свой уровень в МРУ ФПП:
https://probpalata.gov.ru/deyatelnost/gosudarstvennyj-probirnyj-nadzor/informaciya-o-prisvoennoj-kontroliruemomu-licu-kategorii-riska/
При этом важно учитывать, что с облегчением выдыхать и полагаться только на данные, выставленные регулятором по итогам 2021 года (как правило, это средний уровень), не стоит (он рассчитан только по данным специального учета). Как мы помним, работа с ГИИС ДМДК с 01.09.2021 только началась – да и то в части «повторной» регистрации поднадзорных организаций; а первые движения данных в системе пошли с 01.01.2022 – с введением информации по остаткам ДМДК. В связи с чем нужно полагать, что по итогам показанного вами оборота за 2022 год уровень риска будет изменен по фактическим показателям вашей работы в ЛК ГИИС ДМДК.
Так что же тогда нас ждет с реальными показателями, показанными в качестве примера? Какие проверки предусмотрены (периодичность и формы):
- для категории чрезвычайно высокого уровня риска - инспекционный визит, или документарная проверка, или выездная проверка - 2 раза в год;
- для категории высокого уровня риска - инспекционный визит, или документарная проверка, или выездная проверка - 1 раз в 2 года;
При этом и внеплановый контроль никто не отменял.
Однако заострять внимание на проверках и их неизбежности сейчас не стоит, вряд ли кто-то придет к вам в первые же дни нового года. Важно лишь учесть, что вероятность того, что проверки будут – есть и призрачнее в свете растиражированности новостей о снижении надзорной нагрузки, увы, не становится. Поэтому вам нужно лишь, как и ранее, вести учет на своем предприятии правильно и достоверно: как в бумажном, так и в электронном формате (в ГИИС ДМДК).
И если вам требуется в этом помощь квалифицированных специалистов, то приглашаем посетить наши обучения «Делопроизводство и документооборот на предприятиях, осуществляющих оборот драгоценных металлов и драгоценных камней» и «Делопроизводство и документооборот на предприятиях, осуществляющих оборот драгоценных металлов и драгоценных камней - ломбарды» (https://ujcenter.ru/100006961.html), чтобы быть подготовленными к любому визиту контролирующих органов: плановому или внеплановому.