Организации и предприниматели, осуществляющие скупку, куплю – продажу драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий и лома таких изделий являются субъектами Федерального закона №115-ФЗ о противодействии преступных доходов и финансированию терроризма, и на них возлагается ряд обязанностей.
Статья 6 указанного закона обязывает субъектов предоставлять информацию в Росфинмониторинг об операциях, совершаемых их клиентами. При этом такие операции подлежат обязательному контролю независимо от наличия в них признаков необычных операций, признания их подозрительными или неподозрительными.
О каких именно операциях организации и ИП ювелирного сектора (кроме ломбардов) обязаны предоставить информацию в Росфинмониторинг в обязательном порядке, разъясняет эксперт по ПОД/ФТ Пинигина Елена.
Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ участники ювелирного сектора, осуществляющие скупку, куплю - продажу драгоценных металлов и драгоценных камней обязательно направляют сообщения по форме, утвержденной Федеральной службой по финансовому мониторингу (ФЭС) через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга о следующих операциях:
С пороговым значением:
Операция с денежными средствами или иным имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 1 миллион рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 1 миллиону рублей, или превышает ее:
- зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации ФАТФ, либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории).
На сегодняшний день такими государствами являются Иран, КНДР.
- скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
- предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.
При этом операции по получению денежных средств (имущества) по договору займа от своего учредителя и о возврате такого займа не подлежат обязательному контролю. Указанная позиция выражена Федеральной службой в Информационном письме для ювелиров №63 от 20.09.2021.
Без порогового значения (независимо от суммы операции):
- Операция по получению или расходованию некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества, если такая организация не является органом государственной власти, иным государственным органом, органом управления государственным внебюджетным фондом, государственной корпорацией, государственной компанией, публично-правовой компанией, потребительским кооперативом, государственным (муниципальным) образовательным учреждением, реализующим программы дошкольного, общего образования, товариществом собственников недвижимости, в том числе товариществом собственников жилья, садоводческим и огородническим некоммерческим товариществом, объединением работодателей, зарегистрированной в установленном законом порядке торгово-промышленной палатой.
В указанном случае не подлежат обязательному контролю операции, связанные с уплатой налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов в ПФР, ФСС, и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ, установленных законодательством РФ, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, уплатой комиссионного вознаграждения, взимаемого при совершении операций (сделок) организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, а также с начислением процентов по вкладам (депозитам) и иным финансовым инструментам.
- В случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
В целях выявления таких операций участники ювелирного сектора проводят проверку клиента, представителя клиента, бенефициарного владельца, учредителя и иных лиц, которые «контролируют» организацию или являются ее собственниками по перечням террористов/экстремистов, и по решениям о замораживании/блокировании денежных средств и иного имущества, размещенных в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга.
- В случае, если хотя бы одна из сторон является организацией или физическим лицом, включенными в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо юридическим лицом, прямо или косвенно находящимся в собственности или под контролем таких организации или физического лица, либо физическим лицом или юридическим лицом, действующими от имени или по указанию таких организации или физического лица.
Операции, определяемые Росфинмониторингом:
- В случае ее определения уполномоченным органом или уполномоченным органом по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
При определении операции в качестве подлежащей обязательному контролю Росфинмониторинг устанавливает вид данной операции, сумму ее совершения, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, представляющие сведения о данной операции, а также период времени, в течение которого сведения о подлежащей обязательному контролю операции подлежат направлению в уполномоченный орган и который не может превышать два года.
Мы перечислили все операции, подлежащие обязательному контролю, о которых участники ювелирного сектора (кроме ломбардов) информируют Росфинмониторинг независимо от наличия в таких операциях признаков необычных операций (сделок). Обращаем Ваше внимание на то, что предоставление информации, не предусмотренной законодательством для ювелирного сектора, является излишней и свидетельствует о неправильном применении субъектом норм Федерального закона № 115-ФЗ. За предоставление излишних сообщений может наступить административная ответственность по ст. 15.27 КоАП РФ.
Об особенностях направления информации по договорам купли – продажи (поставки) ювелирных изделий, договорам комиссии, агентским договорам, рекомендуем ознакомится с Информационным письмом Федеральной службы по финансовому мониторингу для ювелиров от 20 сентября 2021 г. № 63 «О применении организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, отдельных норм законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Автор: Елена Пинигина – эксперт по ПОД/ФТ