Мы покупаем сырье — серебро, платину, палладий, за валюту. И если в двадцатых числах февраля золото «четыре девятки» в рублях стоило 4,5 тыс. рублей за грамм, то сейчас держится в районе 8,5 тысяч рублей. Это значит, что на изделия цены поднимутся на 50-60 процентов.
Вы сами видите, что происходит с рублем. Это означает, что возможность покупки сырья для продолжения нормальной работы резко уменьшилась. Это, боюсь, автоматически приведет к сокращению рабочих мест.
Разумеется, резко снизилась и покупательская способность населения. И главное — настроение. Наша компания, наша отрасль производит тот продукт, который покупается в моменты радости. Я наше производство называю производством радости и счастья. А если этого нет, если люди этих чувств не испытывают, то о чем тут говорить?
Прошедшее не так давно 8 Марта показало серьезное падение интереса к ювелирной продукции — почти на 60 процентов по сравнению с прошлым годом! Ожидаемо при таких ценах. Причем подорожание произошло не только из-за падения рубля. На международном рынке стоимость золота резко подскочила, пробив максимум и превысив за унцию цену в 2 тысяч долларов. Автоматом подорожали и другие металлы.
Наш основной канал поставки бриллиантов — Армения, которая поставляет нам и свои камни, и камни, граненые за рубежом. Например, из Индии. Каналы поставок сырья остались, но нет покупателей. И я уже понимаю, как любой трезвомыслящий человек, что ювелирная отрасль, рынок, да вообще мир к своим прежним показателям не вернутся несколько лет.
Заграничные ювелирные бренды покидают наш рынок. Например, ушел мой любимый Swarovski. Мы дружны с предыдущим руководителем компании Гельмутом Сваровски. Да, иностранные компании уходят, но плюса для нас здесь нет. Доля их присутствия на российском рынке слишком преувеличена. Даже на мировых рынках доля брендовой продукции не превышает 1-2 процентов.
Вы много знаете своих соотечественников, которые бы покупали, например, Bulgari или Cartier? Поэтому их уход — это лишний звонок. Если уходят люди, которые годами открывали сотни магазинов, причем речь даже не о ювелирной отрасли, но и об общепите, одежде, парфюмерно-косметической промышленности и т. д., это говорит о том, что что-то не так в системе, что что-то надо менять.
Плюс к этому президент Владимир Путин подписал закон об отмене НДС физическим лицам. Что это значит? Что население, которое покупало украшения для сохранения своих сбережения (тезаврация), сейчас идут в банки и покупают слитки золота вот этого без НДС.
Что это значит? Что часть покупателей будет уходить от покупки ювелирных изделий, особенно первое время. А это очень рисковано. Кстати, золотые монеты у нас уже были без НДС. Так что не совсем понимаю, какой был в этом смысл.
Как компании переживают ситуацию?
Что делать? Пару недель назад мы проводили совещание по антикризисным мерам, и у нас нет иллюзий. Есть задачи. Простые, понятные: по возможности, максимально сохранить количество наших сотрудников. Но, повторю, у нас нет иллюзий, что нам удастся сохранить все рабочие места.
Смотрите: мы покупали раньше 100 кг сырья и нужно было 100 человек (это сейчас очень условно), чтобы переработать эти объемы. Сейчас за те же деньги я могу купить только 50 кг, а значит, мне нужно всего лишь 50 человек. Какой отсюда вывод? Да, реалии таковы. При этом мы должны понимать, что это еще не самый пессимистичный вариант.
Сегодня одна из мер по поддержанию работы компании — изделия из серебра и золота 375-й пробы, которое российским покупателем не очень оценено. Мы хотим предложить им те изделия, которые сегодня из-за падения покупательской способности они бы все равно могли себе позволить, могли бы украшать себя. Они, поверьте, по виду ничем не отличаются.
Например, в той же Великобритании до 90 процентов ювелирных изделий выполнены из золота 375 пробы. Плюс мы запатентовали сплав так называемого каратного золота (золота здесь один карат). Из него получаются тоже красивые изделия. К тому же они в 10 раз дешевле украшений из 585 пробы. Ну и возвращаемся к бижутерии, особенно к посудной группе. Почему? Потому что жизнь продолжается.
Конечно, будем смотреть на экспорт. К счастью, до 24 февраля нам удалось довести экспорт своей ювелирной продукции до 20-25 процентов, в том числе на дальнее зарубежье. Причем экспортировали продукцию, которая идет из общего потока.
Буквально перед началом спецоперации мы обсуждали с нашими политическими регуляторами вопросы выстраивания логистики, чтобы любой покупатель из любой точки мира мог заказать наши изделия и быстро получить заказ, через онлайн-площадки. Сегодня они закрыты. Но мы же не можем поездами доставлять изделия (и не только мы). Они месяцами будут идти, кто столько будет ждать?
Помощь от государства для отрасли
Помощь, которая действительно сейчас необходима? Как говорил профессор в «Собачьем сердце»: «Мне шестьдесят, и я имею право вам советовать». Так вот она должна быть такой, как скала, чтобы никакие контролирующие органы не могли ее сбить. Поэтому: полная либерализация цен, полная либерализация рынка. Потому что главное сегодня — уйти от массовой безработицы!
Сами посмотрите: сколько безработных могут остаться после Макдоналдса (если он, конечно, вообще закроется)? Мы подобное уже переживали в 1990 годы. И страну тогда вытащили именно предприимчивые люди, которые летали в Китай, и мы все начинали с этого, привозили товар и торговали. Власть это позволяла, потому что все понимала.
А бизнес живет по своим законам, он будет уходить туда, где выгодно, удобно, безопасно.
Потому что вот этот сырьевой бизнес, который выстроился за последние десятилетия, показал сегодня свою полную несостоятельность. Жить только на сырьевую ренту оказалось в XXI веке невозможно. Только горизонтальная форма экономики создает такие продукты, как, скажем, iPhone. А это возможно только благодаря полной свободе.
Советы предпринимателям
В бизнесе нет побед и поражений, есть опыт и правильные выводы. И мы должны их сделать. Крайне важно сейчас в угаре лживого патриотизма не потерять голову. Не потерять предпринимательский дух и предприимчивых людей.
Очень надеюсь, что в команде президента остаются, по крайней мере, либеральные люди. Советники, которые в начале 2000-х, когда мы реально развивались темпами, опережающими мировые, направят свои силы в нужный тренд. Потому что страну поднимут только предприниматели! Сейчас тем более. Только частная инициатива и предприниматели.
Сейчас как никогда нужна трезвая голова, холодный расчет и в прямом смысле слова ручное управление. Буквально ювелирная настройка регуляторной среды, нормативно правовых актов. Посмотрите, скажем, как вскрылась логистическая проблема страны. Это каждая отрасль на себе заметила.
Мы теперь живем в других реалиях и эта реальность требует другой нормативно-правовой базы, другого регулирования. Прежде всего, повторю, в сторону либерализации и свободы, а не в сторону закручивания гаек. И чем быстрее высшее политическое руководство это поймет, тем лучше.
Основатель бренда Алмаз-Холдинг
Флун Гумеров