Онлайн-ретейл подвeл итоги первых двух лет продаж ювелирных украшений в Петербурге. Продажу изделий из драгоценных металлов в России легализовали лишь в декабре 2019 года. В Северной столице большую часть покупок совершают женщины, они предпочитают серебряные украшения с различными вставками. При этом тратят горожане на драгоценности больше среднестатистического россиянина — от 5 до 10 тыс. рублей.
С запуска легализованных продаж ювелирных изделий в интернете 12% жителей Петербурга и Ленобласти покупали украшения онлайн. 57% Наибольшую часть покупателей составили (57%) женщины, в основном в возрасте от 25–34 лет (35%). Из опрошенных мужчин, 43% покупали украшения онлайн, в основном в возрасте от 35 до 44 лет (13%) и от 45 до 54 лет (17%), выяснили в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ).
Петербург любит серебро
30% опрошенных ответили, что сделали за прошедшие два года одну покупку. Пятая часть респондентов совершила четыре и более покупок в сети (22%). По сравнению с остальными регионами страны в Петербурге доля женщин, сделавших 2 покупки достигает 46%.
Жители Северной столицы предпочитают покупать серебряные украшения с различными вставками (так ответили 33%). На втором месте по популярности украшения из серебра без вставок — 29% опрошенных выбирают их. На третьем месте золотые украшения, которые чаще всего петербуржцы предпочитают покупать без вставок — таковых оказалось 17%. При этом только 4% опрошенных готовы потратить на украшения более 30 тыс. рублей. Бюджет большинства горожан (35%) на покупку украшения онлайн составляет от 5 до 10 тыс. рублей.
При покупке ювелирных украшений онлайн 39% опрошенных считают наиболее удобной доставку в пункт выдачи заказов. 35% предпочитают забрать свой заказ в офлайн-магазине бренда. При этом курьерская доставка в Петербурге показала наивысшую востребованность среди всех регионов России (26%).
В целом по России женщины чаще покупают серьги (46%), а мужчины — кольца (29%). Обручальное кольцо в интернете приобрели только 4% опрошенных.
По количеству покупок самыми востребованными являются товары низкого ценового сегмента. 37% приходится на товары до 3 тыс. рублей. Аналитики считают, что причина этого в высокой доле серебряных изделий в структуре спроса — 50% покупок интернет-шопперов.
В общей структуре ювелирного e-com на маркетплейсы приходится 42%, на сайты ювелирных компаний — 48%. Социальные сети и площадки для объявлений — 8%. 96% мужчин и женщин сказали, что довольны покупкой, но при этом самая большая доля недовольных проживает в Петербурге — 9%.
"Мы видим растущий интерес пользователей к ювелирным изделиям на маркетплейсе. Только за 11 месяцев этого года оборот российских продавцов на AliExpress в этой категории вырос в 3,3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом изделия из серебра выбирают в 6 раза чаще, чем из золота, хотя по обороту они только в 2,2 раза превышают золотые украшения", — комментирует Буркхард Биндер, вице-президент по развитию fashion-направления AliExpress Россия.
Перерождение ювелирки
Генеральный директор INFOLine Иван Федяков отмечает, что для молодого поколения актуальность покупки золота и изделий из драгоценных металлов теряет свою ценность. Молодые люди любят модную бижутерию, а вот ценность золотых украшений является для них непонятным концептом. Поэтому приход ювелирного бизнеса в онлайн оказался весьма кстати. Таким образом молодое поколение, привыкшее покупать в интернете, смогло узнать о разных брендах и впервые опробовать новую для них продукцию.
"Потребители выбирают то место покупок, где им это сделать удобнее. В последнее время можно увидеть рост количества потребителей, которые перед крупной покупкой проводят исследование в интернете. Только уже ради этого стоит делать каталог продуктов на сайте. Иначе потребитель найдет этот продукт у кого-то другого. Поэтому очевидно преимущество омниканальной стратегии. Кроме того, порядка 30% ювелирных изделий покупают в подарок. Для этого не обязательно ехать в магазин, ведь можно сделать выбор онлайн", — добавляет Федяков.
По его мнению, в скором времени доля продаж ювелирных украшений онлайн в потребительской корзине догонит традиционную розницу. Также онлайн-каналы продаж намного выгоднее для ювелирных производителей, потому что традиционная розница требует больших издержек, а с помощью продаж в интернете можно оптимизировать затраты.
"Кроме того, марткеплейсы заинтересованы в привлечении новых поставщиков и включении новых категорий товаров. Они создают очень выгодные условия для поставщиков. Доплаты и наценки в физической рознице выходят несопоставимо выше. Ювелирка идеально подходит для онлайна: она компактна, у неe высокая маржинальность, и она не портится", — отметил Федяков, добавив, что онлайн-рынок, помимо всего прочего, дал новые возможности для небольших производителей. В прошлом им было гораздо сложнее попасть на полки ювелирных магазинов. Сейчас же через маркетплейс любая ювелирная мастерская — даже та, которая состоит из одного человека — способна найти своего покупателя, в том числе и за рубежом.
"Разрешение торговать онлайн ювелирной продукцией позволило пережить этой отрасли пандемию и понести меньше потерь, насколько это возможно. В данный момент многие компании переходят в онлайн и развиваются в этих направлениях. Получение почти любого товара или услуги — это наше ближайшее будущее. Конечно же, онлайн-продажи будут постепенно притеснять традиционную торговлю, так как это удобнее. Вероятнее всего, цены от онлайн-торговли не будут меняться", — заключил в свою очередь Павел Сигал, первый вице-президент "Опоры России".