руководитель Программы "Ювелирная Россия"
Уже давно всем, включая самих чиновников, очевидно, что российская ювелирная отрасль несет избыточную административную и фискальную нагрузку. Отраслевое законодательство опирается на постулаты, подчас противоречащие ключевым правам гражданина РФ. По крайне мере, право на частную собственность для ювелиров явно не гарантировано.
Покупая за собственные деньги металл и вставки, предприниматель обязан предоставлять каждому контролирующему органу, затребовавшему информацию, уйму документов о внутреннем движении этого сырья внутри предприятия на каждом участке производства ювелирных изделий. Если эти документы не устроят проверяющих, то итогом для бизнесмена оказываются внушительные штрафы и судебные дела.
Сейчас, когда в рамках «регуляторной гильотины» готовится новая нормативно-правовая база для отрасли, не лишне будет обратиться не только к мировой практике, но и к истории. Примеры из нее могут стать юридическими прецедентами. Так, в журнале «Ювелир» за май-июнь 1912 г. была опубликована статья «Окружной суд. Дело о переплавке монет», где рассказывалось о деле некоего ювелира Антоненко. Его обвиняли в переплавке золотых монет для изготовления ювелирных изделий.
Адвокат, задавшийся в своей защитной речи вопросами: «Откуда эта суровость закона, эта несоразмерность наказания?», в итоге добился полного оправдания для обвиняемого. Защитник доказал, что «хранит ли владелец имеющиеся у него металлические деньги в кладовой, обвешивает ли ими свое платье, делает ли из них монеты, обивает ими свою комнату, или сплавляет их, делает из них кубок, цепочку – все это будет невредящим никому распоряжением своей собственностью».
«После продолжительного совещания, - пишет обозреватель журнала, - присяжные вынесли Антоненко оправдательный вердикт».