Владимир Збойков
«Спасибо, я передумала покупать и хочу возвратить колечко вам обратно!»
Такую фразу от покупателей с 2021 года смогут, скорее всего, услышать в любом российском ювелирном магазине. Все дело в том, что эксклюзивное право не принимать ранее купленные ювелирные изделия обратно, дает ювелирной рознице вхождение ювелирной продукции в ныне действующие «Правила продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 №55. И оно в рамках «регуляторной гильотины» будет отменено.
Приятное для любого бизнес-сообщества событие, коим является сокращение обязательных требований в отраслевом законодательстве, нередко сопровождается неприятными сюрпризами. Например, когда ликвидация какого-нибудь постановления или приказа без переноса соответствующей нормы в тело закона создает правовой вакуум и какая-нибудь обычная бизнес-процедура вдруг оказывается невозможной. Или, с отменой какого-нибудь подзаконного акта внезапно появляются некие обстоятельства, в итоге приводящие не к улучшению, а, напротив, к ухудшению условий хозяйствования. Некоторые из таких «щепок» от работы «регуляторной гильотины» можно заметить уже сегодня, еще до начала действия этого инструмента расчистки регуляторных завалов.
Но вопрос о прекращении с 2021 года в рамках «регуляторной гильотины» действия Правил, утвержденных Постановлением 55 уже решенный – документ точно утратит свою силу. Правда, теоретически нормы Правил можно перенести в какой-нибудь закон. Например, ФЗ-41 «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» или Федеральном законе от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Однако есть серьезные основания полагать, что регулятор будет этому очень сильно сопротивляться.
Дело в том, что ювелиры активно лоббируют окончательное узаконивание права на Интернет-торговлю ювелирными изделиями. Но в «Правилах продажи товаров дистанционным способом», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612, в пункте 21 оговорено однозначное право покупателя на возврат приобретенного товара. И в пунктах 30 – 35 данного документа подробно рассматривается порядок возврата товара как ненадлежащего, так и надлежащего качества. Правда, и этот документ в свою очередь может быть снесен «регуляторной гильотиной». Но вовсе не факт, что норма об обязательном праве на возврат приобретенного товара не окажется при этом в упомянутом Федеральном законе от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ.
Но насколько это угроза для ювелирного бизнеса – введение права на возврат приобретенного товара надлежащего качества?
Во-первых, опасность мошенничества, т.е. подмены, скажем, вставок с бриллианта на похожий по внешнему виду муассонит или вовсе фианит. Или, чего хуже в плане обнаружения, на ограненный синтетический алмаз. Да хотя бы тоже на бриллиант, такого же размера, но худших характеристик.
Во-вторых, опасность «бесплатного проката» ювелирных изделий вместо их приобретения. Скажем, на свадьбу или какое-нибудь важное для человека торжество.
В-третьих, просто вдруг срочно деньги человеку понадобились вскоре после покупки ювелирного изделия. На что-то более для него важное. Что случается нередко. Или осознание пришло, что не лучшем образом человек своим бюджетом распорядился. И так далее…
Это все – «с одной стороны». Но есть и другая сторона – суровая реальность безграничности возможностей покупок любых товаров в сети Интернет. И – реальность невероятной экономической и финансовой мощи китайских товарищей.
Конечно, пока еще не все знают, что китайский AliExpress позволяет российским покупателям безусловный возврат покупок из Китая, сделанных на этой площадке. Т.е. в течение двух недель после прибытия посылки, возможен возврат товара продавцу без объяснения причин, по которым он совершается. И главное – дорогу товара обратно оплачивает не покупатель, а AliExpress. И если сейчас продажам ювелирных изделий на AliExpress и других зарубежных Интернет-площадках мешает двойственность и неопределенность российского законодательства в отношении дистанционной торговли ювелирными изделиями, то в скором времени эти проблемы будут сняты.
Естественно, сняты ограничения будут для всех, а не выборочно, для российских участников рынка. Не стоит забывать, что сегодня трансграничная торговля – это не вопрос России и ее законодательства, а вопрос Евразийского экономического союза.
Самым простым решением в этой ситуации является введение в законодательство России нормы, по которой принимать возврат ювелирной продукции, или не принимать, будет решать сам ритейлер. Интересный вопрос: а смогут ли успешно вести бизнес российские ювелирные магазины, не принимающие ювелирную продукцию обратно, если она надлежащего качества?
Впрочем, все эти вопросы еще только предстоит рассматривать рабочей группе «Драгоценные металлы и камни» в рамках начавшейся «регуляторной гильотины». Но уже сегодня понятно, что довольны будут не все. При этом следует учитывать, что в рабочей группе есть представители крупной сетевой ювелирной торговли, но нет представителей ювелирной торговли несетевой. Кстати, нет представителей несетевой ювелирной торговли и в Ассоциации «Гильдия ювелиров России». Видимо, у этого сектора ювелирной торговли все так идет хорошо, что нет необходимости тратить время на общественную деятельность. Ну, а кому «дело есть», естественно, лоббируют свои интересы.