Президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации С. Н. Катырин направил письмо на имя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ В. В. Володина. В письме говорится о проекте федерального закона № 638854-7 «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней». Согласно законопроекту многократно увеличиваются размеры административных штрафов за правонарушения в данной сфере. Для индивидуальных предпринимателей эти штрафы составят от 500 тысяч рублей до 1 миллиона рублей, для юридических лиц от 750 тысяч рублей до 1,5 миллиона рублей.
В своeм обращении Президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации С. Н. Катырин говорит о том, что принятие законопроекта в рассматриваемой редакции не решит проблему эффективности системы государственного контроля, а лишь повлечeт необоснованное увеличение финансовой нагрузки на представителей ювелирного сообщества, а также негативно скажется на компаниях, занимающихся переработкой драгоценных металлов. В качестве аргументов приводятся некорректные формулировки, создающие предпосылки к совершению коррупционных правонарушений, а также отсутствие дифференциации административных правонарушений по степени их общественной опасности.
К письму прилагается резолюция круглого стола профильного Комитета ТПП РФ, который состоялся 3 апреля 2019 года. Мероприятие проходило при участии представителей отраслевых предприятий, профессиональных объединений, Минфина, Минпромторга, Гохрана и Пробирной палаты РФ.
РЕЗОЛЮЦИЯ
круглого стола Комитета ТПП РФ по поддержке предпринимательства
в сфере добычи, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, посвященного обсуждению проекта федерального закона № 638854-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней»
03 апреля 2019 года Москва, ТПП РФ
25 декабря 2018 года вступил в силу Федеральный закон № 480-ФЗ, отменивший мораторий на проведение плановых проверок субъектов малого предпринимательства по линии федерального государственного пробирного надзора.
20 марта 2019 года Государственная Дума Российской Федерации приняла в первом чтении проект федерального закона № 603739-7 «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Проект предусматривает отмену ограничений по частоте проведения плановых проверок на предприятиях, осуществляющих деятельность в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.
На рассмотрение Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству поступил проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней» (Законопроект № 638854-7).
В части 1 статьи 19.14 КоАП перечислены все виды операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, за исключением незаконного аффинажа и самовольной добычи, и установлена административная ответственность за нарушение правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета, хранения, торговли, перевозки, пересылки драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий, их содержащих. Максимальный размер штрафа по части 1 статьи 19.14 КоАП предполагается установить в размере от 0,75 до 1,0 млн рублей.
Увеличение размера штрафов, в случае вступления закона в силу, будет происходить на фоне ряда других нововведений в отраслевом законодательстве, вступивших в силу или готовящихся к принятию, каждое из которых призвано усилить контроль за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней.
По мнению участников рынка, данный законопроект имеет ряд недочетов:
1. Текст законопроекта № 638854-7 кардинально отличается от текста проекта федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней», разработанного Министерством финансов Российской Федерации и размещeнного в июне 2018 году на федеральном портале проектов нормативных правовых актов в целях общественного обсуждения в рамках процедуры оценки регулирующего воздействия. Целесообразно взять за основу для доработки данную редакцию проекта, предусматривавшую, в отличие от законопроекта № 638854-7, дифференциацию составов административных правонарушений в отношении нелегального рынка драгоценных металлов и драгоценных камней и незначительных нарушений установленных требований.
2. Административная ответственность устанавливается за нарушение правил при том, что в российском законодательстве отсутствует единый свод установленных правил в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней с закрытым и исчерпывающим перечнем обязательных требований. Перечень законодательных и нормативных актов, устанавливающих какие-либо требования, обязательные для выполнения участниками рынка, содержит 59 позиций.
3. В диспозиции статьи одновременно перечислены те деяния, которые можно отнести к нарушению правил, и те деяния, которые следует отнести к нарушению закона. Они никак не дифференцированы по тяжести, последствиям и общественной опасности, то есть установлена единая мера ответственности за совершение правонарушений как в легальной, так и в нелегальной сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней.
К примеру, к единой категории правонарушений отнесены: нелегальное производство, нелегальная торговля и нарушение правил хранения и учета. Соответственно, и санкция установлена общая – предельно жесткая.
Уравнивание правонарушений по степени общественной опасности и мер ответственности за их совершение в сфере легального и в сфере нелегального оборота создаст ложную мотивацию у участников рынка.
4. По данным Росстата, годовой объем продаж ювелирных изделий составляет 230 млрд рублей. К категории субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней, относятся 16 000 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, количество объектов, на которых осуществляется деятельность, превышает 22 000.
Таким образом, средний оборот ювелирного магазина, или производственного подразделения составляет не более 1,2 млн рублей в месяц. Уровень рентабельности в сфере производства и продаж ювелирных изделий не превышает 8%, соответственно, среднемесячный доход ювелирного предприятия составляет не более 100 тысяч рублей.
Установление штрафа за административное правонарушение в размере, десятикратно превышающем месячный доход, может привести к банкротству большей части субъектов рынка из категории малого и микро-бизнеса.
5. Традиция проведения контрольных мероприятий в России предполагает окончание проверки обязательным привлечением проверяемого к административной ответственности. Минимальный размер штрафа за самое малозначительное правонарушение предлагается установить в размере 750 тысяч рублей.
При этом ограничения по числу и частоте проверочных мероприятий по линии пробирного надзора предлагается отменить (готовятся изменения в 294-ФЗ), то есть проверки могут проводиться чаще, чем один раз в год.
Таким образом, любое, даже эффективно работающее, ювелирное предприятие может быть доведено до банкротства за счет частых проверочных мероприятий и высокого размера минимального штрафа.
Следовательно, предельно высокие размеры штрафов будут содержать повышенные коррупционные риски.
6. Предельный размер штрафа за совершение административного правонарушения предлагается увеличить в 20 раз (с 50 тысяч рублей до 1,0 млн. рублей). Многократное увеличение размера штрафа носит явно избыточный характер и устанавливает несоразмерную меру наказания за совершенные правонарушения.
Сегодняшняя практика привлечения к административной ответственности по статье 19.14 КоАП не подтверждает бездейственность предусмотренного размера наказания и необходимость его значительного увеличения.
Индексация размера штрафа в 20 раз от уровня, установленного в 2011 году, не обосновано ни уровнем накопленной инфляции с 2010 года (+ 60%), ни ростом торгового оборота ювелирных предприятий за этот период.
Объемы продаж ювелирных изделий с 2010 по 2018 год выросли на 88% в рублевом выражении (со 124 млрд рублей до 230 млрд рублей), но физические объемы производства упали по изделиям из серебра - на 30% (с 177,3 тонн до 122,7 тонн), по изделиям из золота - на 20% (с 73,3 тонн до 57,6 тонн).
7. По данным Росстата в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней к числу субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) относятся 99% от всего числа субъектов рынка. Причем число субъектов МСП в отрасли в течение последних двух лет имеет устойчивую тенденцию к сокращению (на 16,5% за два года). Чрезмерное увеличение размера штрафа за непредумышленное правонарушение создает наибольшую угрозу для ведения бизнеса субъектами МСП.
8. Наибольшую долю в обороте рынка ювелирных изделий занимают недорогие изделия из серебра (54% по количеству и 75% по весу), а часть субъектов ювелирного рынка работает исключительно с ювелирными изделиями из серебра, средний чек продажи ювелирной розницы не превышает 5 000 рублей, но штрафы за правонарушения заданы в абсолютной величине и не исчисляются от стоимости объектов правонарушений.
9. Увеличение размеров штрафов как усиление административной ответственности бизнеса за правонарушения, не несущие вреда здоровью людей и не имеющие других важных для общества негативных последствий, не соответствует духу и букве посланий, исходящих от Президента Российской Федерации В.В.Путина в части создания максимально благоприятных условий для бизнеса, особенно малого. Как отметил В.В.Путин в мартовском Послании 2018 года, «третий масштабный резерв экономического роста – это развитие малого предпринимательства. К середине следующего десятилетия его вклад в ВВП страны должен приблизиться к 40%, а число занятых здесь вырасти с 19 до 25 миллионов человек».
Бизнес-сообщество, объединяемое ТПП России, считает, что принятие законопроекта в рассматриваемой редакции не решит проблему эффективности системы государственного контроля (надзора) в указанной сфере, повлечет необоснованное увеличение финансовой нагрузки на предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в правовом поле, а также в связи с некорректностью используемых в тексте формулировок, создаст предпосылки к необоснованному привлечению к административной ответственности.
Бизнес-сообщество подчеркивает, что увеличение административных штрафов в сфере драгоценных металлов и драгоценных камней на предполагаемый законопроектом уровень имеет для отрасли критическое, жизненно важное значение, способное оказать очень существенное влияние на условия ведения бизнеса в отрасли.
Члены Комитета ТПП РФ по поддержке предпринимательства в
сфере добычи, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней предлагают внести в законопроект следующие изменения:
- разделить правонарушения по категориям на отдельные статьи, исходя из их общественной опасности, тяжести и размера ущерба, с отличающимися санкциями в отношении незаконно добытых драгоценных металлов и драгоценных камней, незаконного аффинажа драгоценных металлов и в случае нарушения установленных правил обращения с драгоценными металлами и драгоценными камнями, находящихся в легальном обороте;
- снизить степень административной ответственности по малозначительным правонарушениям, предусмотрев максимальный размер штрафа не более 100 тысяч рублей;
- до введения нормы в действие разработать единый свод правил с исчерпывающим перечнем обязательных требований в сфере оборота драгоценных металлов, драгоценных камней и ювелирных изделий их содержащих.
Члены Комитета обращаются к Президенту Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Катырину С.Н. с просьбой направить соответствующее обращение в Государственную Думу.
Приложение: проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях в
части совершенствования административной ответственности в
сфере производства, использования и обращения драгоценных
металлов и драгоценных камней» (доработанная редакция) - на 8л.
Председатель Комитета И. В. Тихов