23 апреля в Московской торгово-промышленной палате состоялась практическая конференция «Специфика маркировки ювелирных изделий. Проблемные вопросы».
В зале собрались предприниматели, чей бизнес связан с ювелирной отраслью, начиная от добычи и аффинажа драгоценных металлов и заканчивая огранкой камней и оптовой продажей ювелирных изделий.
Тема обсуждения беспокоит все бизнес-сообщество: введение обязательной маркировки и прослеживаемости изделий затрагивает большинство предпринимателей вне зависимости от масштабности бизнеса. При этом в ювелирном деле госконтроль давно присутствует – это системы клеймения и опробования. Поэтому, по мнению участников рынка, к ювелирным изделиям и изделиям из драгоценных металлов необходим особый подход. Между тем, эксперты на конференции заявили, что используемая система контроля за последние 300 лет претерпела несерьезные изменения и нуждается в совершенствовании.
C июня по ноябрь прошлого года проводился эксперимент по добровольной маркировке ювелирных изделий. Его результаты признаны Минфином положительными. Как отметил директор Департамента госрегулирования в сфере производства, переработки и обогащения драгоценных металлов и драгоценных камней и валютного контроля Министерства финансов РФ Александр Ахполов, основной целью введения маркировки является создание единых конкурентных условий для всех участников рынка. «Система прослеживаемости призвана решить задачу по «выдавливанию» контрафакта и контрабанды с рынка», - подчеркнул представитель Минфина. При этом Александр Ахполов отметил, что ведомства, принимающие участие в разработке государственной системы маркировки ювелирной продукции, не рассматривают еe как бизнес: «Участники эксперимента дополнительной финансовой нагрузки не почувствовали», - подчеркнул чиновник. Предполагается, что система будет полностью готова к введению в эксплуатацию уже в январе 2020 года.
По словам генерального директора Ассоциации «Гильдия ювелиров России» Эдуарда Уткина, отрасль потеряла доверие покупателей, что ведет к падению спроса на ювелирные изделия, реализуемые на территории РФ. С другой стороны, по мнению контролирующих органов, доля контрафакта и контрабанды на этом рынке составляет до 50 процентов. «Введение системы позволит очистить рынок. Будет считаться, что все, что находится в системе - это белое, а все, что вне еe – черное», - подчеркнул Уткин.
Участники конференции узнали, что размер маркировки составляет 0,8 на 0,8 мм и наноситься она будет на готовое изделие лазером. Маркировать изделие станет Пробирная палата одновременно с нанесением клейма. При этом основная информация об изделии для потребителя по-прежнему будет содержаться в бирке, которая крепится к изделию.
Генеральный директор ООО «Ювелир-Софт» Дмитрий Румянцев представил презентацию, в которой подробно показаны принцип маркирования ювелирных изделий, схема документооборота на производстве и приведены примеры занесения основной информации в систему.
Отдельная панельная сессия была посвящена непростому вопросу маркировки драгоценных камней. На ней в качестве спикеров выступили представители ведущих ювелирных домов России. Специалисты обсудили проблемы подделок на рынке драгоценных камней, а также необходимость и техническую возможность маркировки неоправленных камней. Были рассмотрены примеры существующих систем прослеживаемости драгоценных камней и возможность их использования в России.
В ходе конференции участники задавали вопросы всем спикерам и смогли получить ответы на интересующие их вопросы. А вопросов было много: они касались и синхронизации законодательства и правил государств, входящих в Евразийский экономический союз, и тонкостей маркировки товарных остатков, и сложностей маркировки современных произведений искусства, выполненных из драгоценных металлов и.т.д.
Как отметил вице-президент МТПП Сурен Варданян, такие профильные конференции палата организует на постоянной основе, и они вызывают неизменный интерес слушателей, поскольку в них принимают участие представители федеральных органов власти, таможенных и контролирующих органов, а также эксперты-практики.