Флун Гумеров
"Для того чтобы экономика заработала в полную силу, нам нужно кардинально улучшить деловой климат, обеспечить высочайший уровень предпринимательских свобод и конкуренции" (из послания В.В.Путина, март 2018 г.)
Я привел эту цитату нашего Президента для того, чтобы подчеркнуть – государство не отказывается от глобального курса на либерализацию экономики. Да, есть поручения, а по ним есть новеллы ужесточения отраслевого законодательства. Да, последнее время государство обеспокоено тем, что не всегда бизнес идет государству навстречу, четко соблюдая установленные правила, организуя свой бизнес с учетом интересов государства. Но это не значит, что государство утратило веру в частное предпринимательство. И в этом я приятно убедился на состоявшейся недавно встрече с Директором Департамента государственного регулирования в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней и валютного контроля Минфина России Ахполовым А.А.
Шел в Минфин, как говорится, «сверить часы». Не скрою, идя на встречу, был готов услышать самые жесткие намерения отраслевого регулятора. Но оказалось, что Александр Алиханович, на самом деле, готов обсуждать с ювелирами практически все острые вопросы, поднятым при обсуждении сложившейся ситуации. А вопросов было много.
Во-первых, обсудили одну из самых болезненных тем – ожидаемое повальное разрешение всем ФОИВам отходить от норм 294-ФЗ в части интенсивности проведения плановых проверок. Что мы предлагаем Минфину? У ювелирной отрасли есть лишь одна специфика - драгоценные металлы, с которыми работают ювелиры. И в этой части есть свой основной контролирующий орган – Пробирная палата. Так пусть исключение из норм 294-ФЗ и касается лишь пробирного надзора, а не всех контролеров скопом! Чтобы не было вопросов с соблюдением норм торговли, я предложил функции Роспотребнадзора присоединить к функциям пробирного надзора. Ведь именно в Пробирной палате есть специалисты по драгметаллам и драгкамням! Было приятно узнать, что Минфин России прекрасно осознает, что увеличение фискальной нагрузки на бизнес может привести не к росту, а как раз к падению доходов в бюджет из-за вероятного ухода отрасли в «тень».
Александр Алиханович согласился, что дополнительные доходы государству нужно искать за счет использования новых технологий, обеспечивающих эффективный контроль за исполнением налоговой дисциплины, а не путем увеличения фискальной нагрузки на бизнес.
Находит понимание и вопрос сохранения возможности использовать ювелирам упрощенную систему налогообложения. Это очень важно для отрасли. Такие новые технологии уже внедряются – это, прежде всего, отслеживание оборота ювелирных изделий с использованием маркировки QR-кодами. При этом Минфин, напротив, готов идти навстречу бизнесу и освободить от режима обязательного клеймения серебряные изделия до 100 грамм. Ведь действительно 100 грамм серебра стоит сегодня 3-4 тыс. рублей, и, конечно, никто не верит, что кто-то может купить серебряную посуду и побежать менять ее на оружие, наркотики. Так можно и прекратить пенсию выдавать, чтобы бабушки не могли купить наркотики .. Что это даст? Серебряную посуду можно будет продавать в обычных, хозяйственных магазинах, магазинах "Подарки", а не только в ювелирных. Как и часы в серебряных корпусах. Ведь сегодня торговцы посудой и часами просто боятся связываться с драгоценными металлами, попадать под Росфинмониторинг!
Согласен руководитель департамента Минфина и обсудить снятие двойного коэффициента для госпошлин за опробование и клеймение изделий со вставками.
Есть общее понимание того, что нельзя в разы поднимать штрафы за нарушение установленного порядка оборота драгоценных металлов и камней. Слишком легко оказаться при нашем законодательстве виноватым без умысла, и из-за этой ошибки лишиться по предлагаемой сетке штрафов всего бизнеса сразу…
Много вопросов удалось обсудить по ювелирным камням. И опять – полное совпадение взглядов! Александр Алиханович также, как и я, считает, что не нужно навязывать сертификацию ювелирных изделий – пусть работают рыночные институты. Если у покупателя появился сомнение в правильности качества изделий и вставок, то ему нужно воспользоваться для решения вопроса сторонними услугами экспертов-геммологов. Со временем таких институтов при нормальном рынке появятся десятки, сотни… Они с удовольствием будут оказывать эту услугу, и за деньги покупателя дадут ему документы, с которыми покупатель пойдeт в суд. А суд все деньги вернeт, причем с моральным ущербом и т.д.
Также, Александр Алиханович поддерживает отмену ввозных пошлин на все виды ювелирных вставок. Что касается расширения перечня драгоценных камней полудрагоценными, то здесь есть тоже понимание: только пять камней (алмаз, рубин, сапфир, изумруд, александрит) требуют большего внимания со стороны регулятора.
Что же получается, наш регулятор, профильный департамент Минфина – не инициатор нашумевших восемнадцати законодательных новелл? Получается, что не инициатор. А напротив – союзник ювелиров практически по всем позициям. И сейчас главное общественным организациям отрасли, Гильдии ювелиров, (Уткин Э.Ю. принял активное участие во встрече), Деловой России и другим нужно аргументировать свои пожелания расчетами. И выйти на новый уровень переговоров.
К сожалению, вопрос акцизов поднялся уже после нашей встречи. Думаю, при следующей встрече обязательно нужно обсудить этот вопрос. Акциз – это налог на сверхприбыль, а ювелирная отрасль от сверхприбыли сегодня очень далека… Причем администрировать собираемость акцизов крайне сложно. Не потому ли введения акцизов хотят прежде всего те, кто рассчитывает оказаться в конкурентном плюсе благодаря наличию у них административного ресурса? Отрасль не выдержит такую фискальную нагрузку. Тогда точно нет смысла говорить "о защите вкладов вкладчиков", если мы не обеспечим сохранение жизни самих вкладчиков!" Надеюсь, наш Минфин этого не допустит.
Мы делаем Дело, и оно у нас общее!