Сегодня у малого и микро-бизнеса в ювелирной отрасли существует не так много инструментов облегчения налогового бремени. Просматриваются лишь два теоретически возможных пути. Каждый из них не является альтернативой прежнему праву применения патента и УСН, но всe же может облегчить жизнь ювелира.
Первый путь – это работа с использованием налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (АУСН). Сегодня он доступен только для юридических лиц и ИП, зарегистрированных в Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан. Режим новый, был введен Федеральным законом от 25 февраля 2022 года за № 17-ФЗ как временный, до конца 2027 года. АУСН рассчитан на организации и ИП с численностью сотрудников не более 5 человек и годовым доходом не более 60 млн рублей. С 2024 года ожидается расширение территориального охвата эксперимента. ФНС готова распространить режим АУСН на бизнес, работающий во всех регионах России (если на то будет решение региональных властей), а также при работе через маркетплейсы.
Однако в Государственную Думу РФ внесен законопроект № 369931-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». На 199-ой странице этого документа есть новелла с запретом применения АУСН для организаций и ИП, осуществляющих производство ювелирных и других изделий из драгоценных металлов или оптовую (розничную) торговлю ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов. Плановая дата рассмотрения законопроекта Государственной Думой - 20.06.2023.
Ассоциация обратилась с письмами в Государственную Думу РФ и Совет Федерации, в которых аргументированно показывает, что введение запрета применять АУСН предприятиям, осуществляющим производство и реализацию ювелирных изделий, приведет к негативным социально-экономическим и финансовым последствиям.
Второй путь снижения налогового бремени для малого (а точнее – микро) ювелирного бизнеса – это применение Статьи 145 НК РФ. Согласно данной статье, если выручка за три месяца подряд не превысила 2 млн рублей, то плательщик освобождается от уплаты НДС. Данная норма была введена еще в 2005 году и лимит с тех пор ни разу не пересматривался, несмотря на инфляцию. Кроме того, этот лимит является чрезмерно низким для ювелирной отрасли, где объекты оборота (ювелирные изделия и сырье для их производства — драгоценные металлы и драгоценные камни) имеют высокую стоимость.
Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) была проявлена законодательная инициатива по поднятию для ювелирных производств и торговли лимита до уровня в 15 млн рублей за три месяца. В настоящее время проект находится на рассмотрении в Минфине, Минэке и Минюсте РФ, по отзывам которых будет сформировано заключение Правительства РФ. В случае положительного заключения, законопроект будет направлен в Государственную Думу. Срок рассмотрения законопроекта — до 23 июня 2023 года.
Ассоциация «Гильдия ювелиров России» направила письма в Министерство финансов России и Министерство экономического развития РФ, в которых отметила, что принятие данного законопроекта приведет к снижению рисков закрытия предприятий отрасли или уходу их в «теневой» рынок. Это благоприятно скажется как на поступлениях в бюджет, так и на криминогенной обстановке в отрасли, а также принесет пользу социальной политике в сохранении в России среднего класса.
Есть еще надежда, что после диалога Председателя Совета Ассоциации Флуна Гумерова с Президентом страны В.В. Путиным право на применение УСН появится у МСП при работе с ювелирными и другими изделиями из серебра. Но по этому направлению ювелирному сообществу остается лишь ожидать развития событий: все, что можно было бизнесу предпринять, уже предпринято. И уж если поддержка самого Президента России Владимира Путина не поможет в появлении права применения специального налогового режима при реализации изделий из серебра, то, значит, надеяться в этом вопросе уже не на кого.
Председателю Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации А.М. Макарову
Председателю Комитета по бюджету и финансовым рынкам Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации А.Д. Артамонову
Статс-секретарю — Заместителю Министра финансов Российской Федерации А.В. Сазанову
Директору Финансового департамента Министерства экономического развития Российской Федерации В.Ю. Симоненко