В российском ювелирном сообществе не утихает дискуссия по поводу специальных налоговых режимов. Сегодня мы публикуем мнение члена Рабочей группы ДМДК и генерального директора ООО «Ювелирголд» (г. Екатеринбург) Ильи Юрьевича Бырдина.
«Покупай отечественное!» - пожалуй, самый патриотичный лозунг в российской экономике. Ведь при покупке российских товаров средства направляются в российскую экономику.
Одна проблема – далеко не все товары российского производства способны выдержать конкуренцию с зарубежной продукцией. Тем ценнее должна быть для государства каждая промышленная позиция, способная потеснить импорт. И вот на этом поле российские ювелирные изделия – явные победители. В других секторах экономики даже в будущем теоретически представить такое невозможно – 96% товаров данной категории – отечественные!
Много было сказано о том, что отечественные ювелирные изделия ни в чем по качеству и дизайну не уступают импортной продукции, и даже превосходят ее. А украшения, разработанные и произведенные нашими художниками-ювелирами и вовсе достигают самых высоких ступеней международных ювелирных конкурсов. И их успехами гордится вся отрасль!
Как государство реагирует на эти успехи? С 1 января 2023 года ожидается «подарок» в виде отмены для малого ювелирного бизнеса того самого упрощенного налогообложения, которое остается по-прежнему доступным в других отраслях.
Невольно приходят в голову мысли – действия идут для роста нашей экономики или нет? Передавая Президенту РФ и Правительству РФ на подпись закон с позитивными целями (замещение инвалюты - продажа гражданам золотых слитков без НДС), но при этом добавляя в закон еще и пункты с иными целями (снижение конкурентоспособности в отдельно взятой сфере экономики и открытие окна для импорта).
Российские ювелиры, подчеркивая неизменную конкурентоспособность своей продукции по качеству, без устали говорили, обращаясь к государству – мы проигрываем импорту по условиям ведения бизнеса. Экономические условия для деятельности отечественных ювелиров существенно хуже, чем у зарубежных коллег: отсутствующие в других странах затраты на ведение бизнеса в виде ГИИС ДМДК, ФЗ-115, ФЗ-41 и т.д., административный прессинг на отрасль, ввозные пошлины на оборудование и т.д.. Но даже в этих условиях малый ювелирный бизнес успешно конкурирует с импортом.
Какую поддержку оказало государство малому ювелирному бизнесу? Еще большее экономическое давление на них за счет отмены права на упрощенные налоговые режимы.
Получается, если отбросить конспирологические теории, что несколько гипотетических дополнительных миллиардов рублей в казну от ювелиров (что, как показывают расчеты, крайне маловероятно) – это важнее для государства, чем сохранение отрасли, которой можно и нужно гордиться на мировом уровне. Весьма спорно!
Доля субъектов малого и микробизнеса в производстве и торговле ювелирными изделиями составляет 97% от общего количества субъектов на спецучете. Прямые трудозатраты на изготовление и торговлю сравнимы с затратами на ведение учета и отчетности для осуществления госконтроля. Только применение специальных налоговых режимов дает шанс малому бизнесу для конкуренции с крупными импортерами и производителями.
После отмены спецрежимов, более половины субъектов малого бизнеса (по опросам до 78%) прекратят свою деятельность, в связи с непомерным налоговым бременем (до 40% с каждой продажи) и возросшими в несколько раз затратами на ведение бухучета на ОСНО. И это на фоне уже весьма возросших затрат из-за применения системы ГИИС ДМДК.
Снижение конкуренции, вследствие сокращения субъектов, а также увеличение налогового бремени приведет к росту цен на 30-35% на российском рынке.
Что же будут делать компании по замещению «опустевших мест» на рынке? Начнут стремительно наращивать свои мощности, создавая новые рабочие места? И это в условиях санкционных сложностей с ввозом оборудования и расходников? Вряд ли. Проще наращивать импорт и им замещать освободившиеся на рынке ниши, к тому же цена на российском рынке вырастет и импорт будет востребован.
Российские граждане не останутся без украшений – будут больше носить импортное, а не российское, которое носят сегодня. Даже если не всe займут импортеры, а крупные российские производители тоже поучаствуют в заполнении доли на рынке уходящего малого бизнеса, потери все равно будут большие. Нужно понимать: в крупном ювелирном бизнесе в силу его масштабов доля мастеров, художников-ювелиров и индивидуального подхода совсем не так велика, как в малом ювелирном бизнесе. Ведь малый бизнес – это мелкосерийное производство, со своим дизайном и направленностью.
При этом ювелирное искусство, развитое в России сегодня, будет постепенно утрачиваться, как и навыки ювелиров, уровень их мастерства. Пока российская ювелирная школа совсем не измельчает.
Но ведь обеспечение независимости каждой из отраслей Российской Федерации от критического уровня импорта - это вопрос обеспечения экономической безопасности государства.
Можно услышать, что ювелирные изделия – это не предметы первой необходимости. Но – это часть любой цивилизации. Украшения делали и продавали на протяжении тысячелетий при любых условиях! Даже при первобытнообщинном строе уже были украшения.
Разве государству может быть безразличен тот факт, что в одной из самых успешных сегодня по импортозамещению отраслей экономики, всe сработает в обратную сторону?
И вот что интересно: есть в России такое понятие, как «народные художественные промыслы». Мастера, работающие в этой сфере, имеют самые льготные, какие только можно придумать, условия для своей деятельности. Но вот ведь беда – работа с драгоценными металлами и камнями (т.е. ювелирное искусство) в полном объеме не вошла в перечень народных художественных промыслов. И вместо повышенных льгот, малый бизнес получил здесь запрет на использование тех упрощенных налоговых режимов, которые по-прежнему остаются доступными для всех прочих отраслей экономики.
От запрета применения специальных налоговых режимов государство, возможно в долгосрочной перспективе (но абсолютно не факт), и получит некую добавку дохода в бюджет в виде НДС и ввозных пошлин, но наверняка потеряет значительную часть отечественной ювелирной отрасли, сокращение в ней числа профессионалов. Такое вот у нас отраслевое проявление патриотизма получилось… Наверно, «хотели как лучше».