В конце 2017 года ювелирное сообщество охватил шок – на сайте оценки регулирующего воздействия как из «Рога изобилия» стали высыпаться многочисленные проекты нормативных актов, каждый из которых ужесточал регулирование предпринимательской деятельности в сфере ДМДК. Сие явление в среде ювелиров быстро получило справедливое наименование – «Регуляторного катка», закатывающего в асфальт все благие намерения развития отрасли…
Общей особенностью всех этих новелл было то, что они в обосновании своего появления ссылались на Поручение Президента Российской Федерации от 25.10.2017 № Пр-2167 и Поручение Правительства Российской Федерации от 30.10.2017 № ИШ-П13-7283. При попытке ознакомиться с этими документами на страницах правовых систем Интернета выяснилось, что их там нет, т.к. документы эти имеют ограничительный гриф «Для служебного пользования». Понятно, что со временем содержание документов все-таки стало доступно интересующимся участникам рынка (они же не секретные). Однако официального объяснения необходимости их принятия не последовало.
Весь 2018 год отраслевые и общероссийские общественные организации пытались всеми доступными средствами противодействовать принятию новаций, в совокупности делающих любой бизнес в сфере ДМДК если не заведомо убыточным, то, как минимум, непредсказуемо опасным и точно - низкорентабельным.
И если в прежние годы оппонентом отраслевых общественных структур ювелиров выступал регулятор (Минфин) и его подведомственное учреждение (Российская государственная пробирная палата), то начиная с 2018 года сложилась удивительная ситуация, в которой бизнес-сообщество и вышеупомянутые стороны оказались едва ли не по одну сторону «баррикад», причем со стороны регулятора даже выражалось сочувствие и понимание проблем ювелиров.
Ситуация невольно спровоцировала размышления. И то правда, что незачем Минфину уничтожать подконтрольный ему рынок. Да и просто его гнобить – тоже незачем. Тогда кто же, если не регулятор, был исходным инициатором подготовки упомянутых Поручений? Кто этот таинственный теневой дирижeр, не пощадивший вполне успешный (в отличии от многих других) сектор экономики, еще к середине 2000-х справившийся с актуальной для России проблемой импортозамещения?
Ответ, казалось бы, напрашивался также невольно – это «силовики», больше некому… Согласно установившемуся в России порядку, каждое ведомство отвечает за вверенный ему участок. И только за него. Понятно, что условные «силовики» несут ответственность за борьбу с правонарушениями и преступлениями, но не несут ответственность за развитие экономики, тем более – за развитие отдельно взятых секторов экономики.
Никто не спорит, что контроль и надзор за соблюдением установленных государством правил поведения на любом рынке, в том числе и на рынке ДМДК – нужны. Но чем выше уровень контроля и надзора, тем выше и вероятность того, что «вместе с водой будет выплеснут и ребенок».
Причем силовые структуры несут ответственность за снижение правонарушений и преступности без какой-либо необходимости вникать и разбираться в реальной полезности для интересов государства действия тех или иных норм, нарушение которых кем-то совершается. По принципу «нарушил – отвечай по закону». А то, что нарушенная норма может быть явно избыточной – это вопрос не к правоохранителям, а к законодателям…
Но ведь в том-то и проблема, что подготовка материалов для издания Поручений – это уже не исполнение законов, а их фактическое формирование. Хотя и здесь понятно – какое ведомство не хочет расширить сферу своих полномочий! Однако мысль о том, что реальным «регулятором» сферы ДМДК становится не Минфин, а обобщенные «силовики», как-то не внушает оптимизма.
Сегодня мы живем в период, когда потребность в росте экономики страны стала первостепенной задачей. Ведь «Регуляторная гильотина» возникла в сфере обсуждений не как личная «хотелка» Председателя Правительства Д.А.Медведева, а как осознанная в Правительстве РФ необходимость. Полностью поддержанная Президентом России В.В.Путиным в Послании Федеральному Собранию. И тут возникает вопрос – а в какой степени усиление позиций отдельно взятых ведомств должны сдерживаться глобальной задачей государства по укреплению экономики?
Может быть, пришло время, и требуется установление регулярного межведомственного диалога с привлечением отраслевых общественных структур и бизнеса, призванного все спокойно взвешивать и находить по всем вопросам оптимум? Тем более, что в отличие от данных по экономике, по большей части находящихся в открытом доступе, информацию по правонарушениям и преступлениям в сфере ДМДК найти в открытых источниках очень трудно, а сводные данные – и вовсе невозможно.
Вопросы правонарушений и преступлений в сфере ДМДК базируются в нашей стране не на системе общемировых подходов, и не на основе очевидных общечеловеческих ценностей, а на основе той нормативно-правовой базы, которая у нас принята. Но нормативно-правовая база в этой сфере дошла до наших дней «по наследству» от СССР практически без слома специфических советских «нельзя», лишь с «косметическим ремонтом» и допуском на рынок частного предпринимательства. И не секрет, что это самое «нельзя» в нашей отраслевой нормативно-правовой базе встречается несопоставимо чаще, чем в регуляторных отраслевых документах других стран, преуспевающих в сфере ДМДК. А теперь в десятки раз усиливается наказание за нарушение этих атавизмов. Куда же мы движемся в отрасли - назад, в социалистическую экономику? Неужели принятие таких решений не требует расширенного отраслевого общественного обсуждения? Неужели правильным является считать всех представителей отраслевого бизнеса потенциальными правонарушителями, а иногда и преступниками?
Хотя «Регуляторный каток», увы, сегодня «нарисовался» и во всех иных отраслях, по всем иным направлениям экономики. Задача «Регуляторного катка» - дать резкий рост пополнения бюджета, это очевидно. Но проблема-то в том, что каток, настоящий каток, уминающий асфальт, - это тяжелая, а потому очень инерционная машина. И если она разгонится, то быстро ее никак не остановить, на своем пути она сомнет все. Аналогия вполне уместна и страшна. Вдруг опоздаем нажать на тормоз?…