Замечания Союза старателей России по проекту Закона
о добыче золота индивидуальными предпринимателями
Уважаемый Геннадий Петрович!
Представленный Правительством РФ проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и в Закон Российской Федерации «О недрах» в части добычи золота индивидуальными предпринимателями (ИП) из россыпных месторождений, расположенных в границах Магаданской области, является мертворождeнным законом, который не будет действовать в рамках границ, определeнных предложенными изменениями, по следующим причинам:
1. Участки недр, предназначенные для россыпной золотодобычи ИП, крайне ограничены по масштабам (содержат учтенные государственным балансом запасов запасы золота, не превышающие 10 килограмм) и непригодны для работы кустарными методами. Так, средние параметры участков, предназначенных для ИП-золотодобытчиков в Магаданской области, включают 18,2 тыс. м3 торфов и 6,36 тыс. м3 песков. Для обеспечения добычи золота ИП в одиночку с помощью лопаты, кайла и тачки должен ежесуточно вскрывать 45 м3 торфов и промывать 13 м3 песков.
Кроме того, по данным ФГУНПП «Росгеолфонд» по состоянию на 01.01.2014 г., участков, соответствующих предложенным в Законе параметрам, по всей стране в нераспределeнном фонде имеется 200, в т.ч. 80 – с забалансовыми запасами, а по Магаданской области – всего 39), что не решает проблемы занятости безработного населения. По одной Магаданской области в числе безработных числится 5400 граждан (март-май 2017 г).
2. Пункт 7 статьи 171 противоречит Федеральному Закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в части возможности найма сотрудников: «Индивидуальный предприниматель имеет право осуществлять добычу золота из россыпных месторождений на участке недр, расположенном в границах Магаданской области,
лично без привлечения иных лиц на договорной основе». При этом в проекте
Закона не оговаривается возможность привлечения подрядных организаций. Кроме
того, отмечаю, что работа в таeжных условиях в одиночку опасна по соображениям
техники безопасности.
3. Не оговорен порядок работ по оконтуриванию предлагаемых площадей для индивидуальной золотодобычи.
4. Не определeн порядок охраны, транспортировки и сдачи добытого золота на аффинаж и его последующей реализации. Руководители абсолютно всех золотодобывающих предприятий выступают категорически против введения закона о вольном приносе, мотивируя это резко возрастающей криминализацией районов золотодобычи в условиях либерализации законодательства, что подтверждено практикой предшествующих лет в те годы, когда был разрешeн вольный принос. В 1956-1978 гг., когда в Магаданской области был разрешeн вольный принос, многие старатели не занимались добычей металла, а, вступая в преступные связи с отдельными работниками госдобычи, принимали похищенное ими золото и сдавали его под видом старательского.
5. Не оговорены вопросы налогообложения и социальных взносов.
6. Не определены условия для включения периода индивидуального старательства в трудовой стаж для получения в будущем трудовой пенсии.
Предложение Союза старателей России
В России в настоящее время мелкомасштабной золотодобычей занимаются до 15-20% предприятий. В 2016 году из 557 предприятий 83 добыли не более 10 кг золота: 15 предприятий добыли менее 1,0 кг и в сумме добыли 8,0 кг (по 533 г в среднем), 32 добывали от 1 до 5 кг (2,93 кг в среднем, в сумме 93,8 кг), 36 предприятий добывали от 5 до 10 кг (7,36 кг в среднем, в сумме 264,8 кг). Таким образом, предлагаемую для ИП нишу уже занимают многочисленные небольшие золотодобывающие предприятия. На основании вышеизложенного считаю, что необходимость в принятии Закона о добыче золота индивидуальными предпринимателями отсутствует.
Председатель Совета Союза старателей России Таракановский В.И.