Председателю Союза старателей России Таракановскому В.И.
Поступило в редакцию из Союза старателей 25.06.17
Уважаемый Виктор Иванович!
В связи с неоднократными попытками принять закон о вольном приносе, хочу высказать свое мнение по этому вопросу.
Основным аргументом в пользу принятия закона о вольном приносе разработчики ставят решение текущих проблем, связанных в первую очередь с занятостью и доходами населения, увеличением поступлений в бюджет налоговых отчислений от деятельности вольноприносителей, освоение неперспективных (отработанных или не имеющих промышленного значения) участков недр, улучшение «делового климата» в регионах.
Вместе с тем, кажущиеся плюсы принятия закона перекрываются отрицательными аргументами и последствиями, на которых хотелось бы остановиться.
1. Лоббирование принятия закона осуществляется группами лиц имеющими под собой либо корыстные интересы, либо, что скорее всего, не имеющими ни малейшего представления о реальной золотодобыче (недропользовании) и преследующими популистские цели и задачи.
2. Количество индивидуальных золотоискателей (в просторечье «хищников»), умеющих добывать золото не превышает «статистической погрешности» к общему количеству людей занятых на золотодобывающих предприятиях в Магаданской области. В настоящее время люди, желающие вести добычу золота вручную, работают на лицензионных участках недропользователей по геологическому заданию, в рамках гелогоразведочных работ и действующего законодательства.
3. Современные вольноприносители отличаются от «старателей Клондайка». Киркой и лопатой работать никто не будет, а добыча будет проводиться с помощью землеройной техники и механизмов, т.к. «легкого», лежащего на поверхности золота, пригодного для ручной отработки, в пределах разведанных и освоенных десятилетиями россыпных месторождений не так много осталось. В «глухую» тайгу, удаленную от инфраструктуры, а тем более на «неизведанные» места - вольноприноситель массово не пойдет, на удалении будут работать единицы. Основная масса будет пытаться проводить работы в границах лицензионных площадей действующих горнодобывающих предприятий.
4. У недропользователей границы участков оконтурены горными отводами и имеются специалисты маркшейдерской службы, которые выставляют контуры площадей для
проведения вскрышных работ и последующей отработки в границах утвержденных горных отводов.
По вольноприносителям возникает ряд вопросов:
- как будет решен вопрос натурного обозначения границ действующих и предполагаемых к выдаче участков для добычи золота?
- кто будет выставлять на местности границы участка для вольноприносителей?
- каким образом вольноприноситель будет определять свое местоположение на местности - где он находится (проводит работы)? на выделенном ему участке или разрабатывает чужой?
На сегодняшний день, даже горнодобывающие предприятия испытывают кадровые проблемы в связи с отсутствием подготовленных квалифицированных специалистов горного профиля. В связи с этим, неизбежно возникновение территориальных споров о границах участков и конфликтных ситуаций между недропользователями и вольноприносителями!
Может быть лоббисты закона переквалифицируются в маркшейдеры и землеустроители для реального, нужного дела?
5. Свободная реализации через какие-либо уполномоченные структуры добытого вольноприносителями золота, однозначно спровоцирует всплеск хищений золота на предприятиях ведущих промышленную добычу золота.
6. Поспешное и непродуманное принятие закона приведет к резкому наплыву на золотоносные территории искателей «вольной жизни» на начальном этапе, и большим социальным проблемам в последствии, т.к. некоторые золотоискатели в лучшем случае заработают только на обратную дорогу, а основная масса заработает убытки. Забота о размещении, содержании и отправке к местам постоянного проживания ляжет на территориальные органы власти и бюджет. Об этом, в первую очередь, необходимо задуматься законодателям при рассмотрении проекта закона о вольном приносе.
Директор С.С.Базавлуцкий