290 лет назад Петр Первый подписал указ об учреждении специального хранилища коронационных регалий и парадных драгоценностей, которое позже получило название Бриллиантовой комнаты. Со дня подписания этого указа ведет свою историю Алмазный фонд России.
Почти два столетия Бриллиантовая комната пополнялась все новыми и новыми драгоценностями. В царствование дочери Петра Великого Елизаветы и позже, при Екатерине Второй, русский двор был одним из самых блестящих в Европе. В Петербург стремились лучшие ювелиры, создававшие для императорских особ великолепные произведения.
Двадцатый век изменил судьбу Бриллиантовой комнаты. После революции ценности из Зимнего дворца в Петербурге были перевезены в Москву и помещены в одной из кладовых Оружейной палаты. Сейчас символы царской власти - большую императорскую корону и скипетр - можно видеть на постоянно действующей выставке «Алмазный фонд» в Московском Кремле.
Кроме коронационных регалий и шедевров ювелирного искусства, Алмазный фонд хранит семь исторических бриллиантов. Самый необычный из них - желтый алмаз в форме октаэдра, с гравировкой на персидском языке. Этот камень под названием «Шах» был найден в Центральной Индии в 15 веке, побывал в руках гениальных ювелиров, им владели властелины нескольких стран, прежде чем он попал в Россию. Его история печальна.
В 1829 году в Тегеране, столице тогдашней Персии, убивают русского дипломата и писателя Александра Грибоедова. Правительство России требует наказания виновных. В ответ персидский двор отправляет в Петербург сына шаха Хосров-Мурзу, который везет в дар русскому царю алмаз весом в 90 каратов, тот самый «Шах». Ценным подарком персидский правитель пытался разрешить недоразумение, возникшее между двумя странами. Извинения были приняты; видимо, потому что русский царь не хотел обострения отношений с Персией. Так или иначе, но желтый алмаз попал в историю русской дипломатии.
Некоторые исследователи полагают, что этот камень имеет отношение и к одной из литературных загадок 19 века, связанной с именами трех великих русских писателей - Пушкина, Грибоедова и Гоголя, говорит сотрудник Государственного музея Пушкина в Москве Вероника Кирсанова:
«Конечно, «Шах» не имеет прямого отношения к Грибоедову и тем более он не имеет прямого отношения к Пушкину, но тем не менее с привозом алмаза «Шах» в Россию связана некая история, которая стала отправной точкой для исследований пушкинистов».
Есть версия, что Грибоедов, приезжая в Россию за год до своей смерти, рассказал Пушкину о распространенном в Персии обычае - за отдельные проступки отрезать подданным носы. Пушкин подарил этот сюжет Гоголю. Некоторое время спустя, после того как в Петербург был привезен персидский «Шах», в столичном журнале была опубликована фантастическая повесть Гоголя, в которой нос бросает своего господина и начинает жить самостоятельной жизнью. Исследователи считают, что персидский посол Хосров-Мурза, который привез в Петербург алмаз «Шах», упоминается в повести «Нос» специально для того, чтобы подсказать, откуда был взят ее сюжет.
Алмазный фонд хранит немало загадок, связанных с историческими камнями. Самый невероятный из них - алмаз «Орлов» размером с половину куриного яйца, украшающий императорский скипетр Екатерины Великой. По официальной версии, он был приобретен графом Орловым в Амстердаме и подарен императрице в надежде вернуть ее расположение. По неофициальной - его купила сама Екатерина, заплатив за него из государственной казны. Ни один из европейских монархов того времени не мог позволить себе такую покупку. Но это уже совсем другая история.