В условиях кризиса многие инвесторы рассматривают покупку драгоценных металлов как хороший способ сохранить деньги. Но на одном только инвестиционном металле производителям не "выехать": падает ювелирный рынок, цены на металлы платиновой группы рухнули. Как в этих условиях выживают предприятия отрасли "Ко" рассказал генеральный директор ОАО "Красцветмет" Игорь Тихов.
С момента начала кризиса цены на золото выросли практически на 30%. Это и неудивительно, в период мировых финансовых катаклизмов инвесторы предпочитают вкладывать заработанное в "вечные ценности" - золото и землю. Дополнительный стимул росту котировок золота придало падение курса американской валюты и доходности инструментов, номинированных в ней. Население, стремясь сохранить сбережения, вкладывает деньги в привычные доллары и евро. Однако на фоне постепенного укрепления курса рубля многие задумываются о вложении в драгоценные металлы. Следуя спросу, ОАО "Красцветмет" организовало выпуск инвестиционных слитков из драгоценных металлов, которые сейчас можно купить практически в любом коммерческом банке. Однако генеральный директор ОАО "Красцветмет" Игорь Тихов отмечает, что одного только желания производителей предложить населению инструмент для сохранения средств недостаточно, необходимо участие государства, которое должно пересмотреть свой подход к налогообложению сделок по покупке инвестиционных слитков. Не говоря уже о необходимости создания цивилизованного рынка драгметаллов, когда разница между ценой покупки и ценой продажи будет не столь значительной, как сейчас. Только в этих условиях население понесет сбережения не в обменные пункты, поддерживая экономики других стран, а будет покупать продукцию отечественных предприятий, добывающих и обрабатывающих драгоценные металлы.
- В конце октября появилась информация, что Гохран, впервые со времен СССР, собирается продать крупную партию золота. Насколько целесообразным вы считаете данный шаг?
Мы должны разделять золотые запасы Гохрана и Центробанка. Последний, кстати, неоднократно заявлял о возможности дополнительных закупок золота для пополнения золотовалютных резервов. Заявление Гохрана вовсе не означает начало масштабной их распродажи. Гохран - это оператор рынка, который авансирует добычу, поддерживая тем самым предприятия отрасли. Затем он получает право распоряжаться золотом, под которое предоставлял финансирование. То есть, речь идет, если можно так сказать, о "свежем" золоте, а не металле из золотовалютных резервов. Именно это "свежее" золото Гохран и имеет право продать Центробанку либо на рынке. Если он считает целесообразным и выгодным для страны продавать, почему бы нет, это бизнес. Более того, за таким решением стоит курирующий - это ведомство Минфин. За последний год доля драгоценного металла в золотовалютных резервах серьезно увеличилась. Банки Китая, Тайваня и Индии поступают таким же образом, отдавая предпочтение именно золоту.- Вы упомянули о росте спроса на золото со стороны центробанков Китая и Тайваня, с чем он связан?
Азия в последние годы является крупным покупателем всех металлов, золота в частности. Существует две категории крупных покупателей, которые в настоящее время поддерживают цены на металлы в мировом масштабе. Это, как я уже сказал, центробанки и второй существенный игрок на этом рынке - фонды и швейцарские банки, которые интересуются также металлами платиновой группы. Они оказали значительную услугу рынку, скупив в уходящем году избыток металлов, который образовался на рынке в результате падения мировой экономики. Эти покупки - скорее инвестиционные вложения, и металл лежит сейчас в ожидании повышения цен.Если говорить об инвестиционном спросе в целом, то для большинства инвесторов золото - это основной инструмент сохранения капитала. Платина выполняет аналогичную роль, но инвестиции в нее актуальны не во всех регионах. Очень хотелось бы, чтобы аналогичным инструментом сохранения средств стал палладий. Но этот металл пока не столь популярен среди инвесторов. Он больше технический и широко используется в промышленности. Тем не менее, у металлов платиновой группы и у палладия, в частности, большой потенциал с точки зрения привлекательности для инвесторов: по сравнению с золотом, которого в мире ежегодно производится 2,5 тыс. тонн, платины и палладия производится по 200 тонн. А значит, этот актив всегда сохранит свою стоимость, так как дополнительных источников поступления на рынок попросту нет, а объем предложения ограничен.
- Если абстрагироваться от темы промышленного использования драгоценных металлов, значит ли, что повышение спроса на них является результатом желания фондов и банков хеджировать риски, связанные с вложениями в финансовые инструменты, цены на которые номинированы в долларах?Безусловно, это основная причина повышения спроса на драгоценные металлы. Доллар в последнее время сдает свои позиции, и инвесторы, чтобы сохранить заработанное, вынуждены искать другие инструменты, которые в меньшей степени завязаны на американскую валюту.
- Насколько велика в цене золота спекулятивная составляющая?
Еще весной текущего года можно было говорить, что рынок драгметаллов является "классическим": из-за кризиса с него ушла большая часть спекулянтов, и остались только продавцы реально существующих запасов и их покупатели - неважно, промышленные предприятия это или фонды. То есть цена определялась реальным соотношением спроса и предложений без учета спекулятивной составляющей. Постепенно, с признаками выздоровления мировой экономики, спекулянты начали возвращаться на рынок. В настоящее время спрос на золото, в первую очередь, подогревается теми, кто пытается выйти из долларовых инструментов. Что касается платины и палладия, то здесь уже явно видна игра спекулянтов.- Есть ли в таком случае потенциал для роста цен на драгоценные металлы в ближайшем будущем?
Промышленные предприятия пока не присоединились к спекулянтам на рынке платиновых металлов, но когда мировая экономика начнет показывать действительно ощутимый рост, это вызовет повышение спроса на металлы именно со стороны промышленности, что в условиях ограниченного предложения и спекулятивной игры безусловно приведет к повышению цен. Если по итогам года экономика США покажет рост или хотя бы не упадет, то можно ожидать повышения цен на платину и палладий, котировки золота останутся на прежнем уровне, а возможно и немного откатятся. Если же будут сокращаться программы по поддержанию потребительского спроса в США, а китайская экономика не оправдает ожиданий инвесторов на рост, то будет наоборот: металлы платиновой группы упадут в цене, а золото подорожает.
- А что вы могли бы сказать относительно серебра?
Серебро уже не пользуется такой популярностью среди инвесторов, как раньше. Единственный фактор, который играет в его пользу - это постепенное сокращение объемов добычи, что продолжает поддерживать цены. Причем речь не идет об истощении запасов, ресурс по разведанным месторождениям достаточно большой, снизилось производство "попутного" серебра, которое получают в процессе выработки меди и других цветных металлов. По серебру я не ожидаю значительных колебаний цен. Одинаково маловероятен как рост котировок, так и их падение.- Как изменился спрос на различные драгоценные металлы на внутреннем рынке?
Из-за кризиса в начале года спрос на золото и серебро со стороны ювелирной промышленности резко снизился, но повысилось потребление в инвестиционном секторе: в виде монет и слитков. Дошло до того, что Центробанк не успевал выполнять заявки коммерческих банков по поставкам монет из драгоценных металлов. Спад потребления золота в промышленности, в том числе ювелирной, составил примерно 40%. Рост потребления этого металла в инвестиционных целях по итогам года будет на уровне 15%. Что касается серебра, то падение спроса если и будет, то не столь значительное как по золоту. Объясняется это тем, что по всему отечественному рынку произошло замещение золота в ювелирных изделиях серебром. Таким образом, потребителям была предложена менее затратная альтернатива.- Не секрет, что население до последнего времени не особенно разбиралось в инвестиционных преимуществах тех же монет из драгоценных металлов или слитков. Необходимо ли предпринимать какие-либо меры, чтобы стимулировать спрос на драгоценные металлы?
Конечно. Уже который год чиновники повторяют, что населению необходим инструмент для сохранения стоимости помимо классических банковских вкладов, облигаций или акций. Тем более, как показал опыт кризиса, фондовый рынок отнюдь не является той "тихой гаванью", где можно хранить сбережения. Рынок драгоценных металлов не столь волатилен, и человек, инвестировавший деньги в него, может быть уверен, что, по крайней мере, он много не потеряет даже при самом негативном стечении обстоятельств. С точки зрения государственного регулирования было бы неплохо пересмотреть систему налогообложения сделок с инвестиционными монетами и слитками. В частности, снизить НДС. Вторым шагом к формированию культуры инвестирования в драгметаллы со стороны населения могло бы стать создание системы скупки монет и слитков у физических лиц. Но не по цене лома, как зачастую происходит сейчас, а по цене, приближенной к стоимости инвестиционной монеты в пункте продаж. Да, скидка необходима, но она не должна превышать 5-10%. Тогда люди, стремящиеся сохранить сбережения, пойдут не в обменные пункты скупать доллары или евро, а станут участниками цивилизованного рынка инвестирования в драгметаллы.- Сокращение спроса, естественно, ударило и по вашему бизнесу. В первом полугодии "Красцветмет" снизил производство по отдельным позициям на 15%, а выручку на 27%.
Наше предприятие ничем не отличается от других участников рынка: объемы производства сократились у всех. Что касается прибыли, то, как известно, металлы платиновой группы во время кризиса кратно упали в цене, и у нас на складах к началу текущего года были запасы "дорогого" металла, закупленного по высоким ценам. В итоге по результатам первого квартала нам пришлось списать убытки по линии производства каталитических систем. Уже во втором квартале ситуация выровнялась, но цены на металл все же сказались на нашем бизнесе в виде недополученной прибыли. Можно говорить о том, что мы "вздрогнули" - кризис никого не оставил без "внимания", но производство удалось удержать.
- Какая продукция вашего предприятия востребована в большей степени на внутреннем рынке?
В первую очередь, это услуги аффинажа (процесс отделения драгоценных металлов от примесей - "Ко"). Среди наших партнеров по данному бизнесу я бы выделил "Полюс-Золото", Покровский рудник, по серебру - “Полиметалл”, по металлам платиновой группы - “Норильский никель”. На внешний рынок идет лишь порядка 8% данной услуги.- Несколько лет назад вы запустили три новых производства - ювелирное, производство химических соединений и каталитических сеток. Что дало максимальный эффект? Как изменилось доходность этих направлений в кризис?
Если говорить о производстве ювелирных изделий, это направление начало создаваться еще в середине 90-х годов. Оно представляет собой высокотехнологичное станочное производство цепей из драгоценных металлов. С началом нового века и ростом спроса на ювелирные изделия, мы увеличили производство в разы. Химические соединения мы стали производить в 2002-2003 годах. Это был новый для нас бизнес, до этого мы создавали данные соединения в лабораторных условиях и крайне ограниченными партиями. Теперь же производим в промышленных масштабах. Что касается каталитических сеток, то развитие этого направления изначально было направлено на импортозамещение, и заполнение ниши, которую потерял Екатеринбургский завод по обработке цветных металлов. Мы купили производственные линии и лицензии в Великобритании и Германии. Сейчас это весьма успешный бизнес, который, в отличие от других направлений, даже в условиях кризиса продемонстрировал 50% рост.- Несколько лет назад много говорили об объединении "Красцветмета" с другими аффинажными заводами. Имеет ли смысл задуматься об этом вновь, особенно в условиях кризиса?
Это скорее политический, чем экономический вопрос. Все предприятия нашего профиля принадлежат либо государству, либо крупным компаниям. Лично нас устраивает то положение, которое мы сейчас занимаем на рынке.- Многие эксперты полагают, что кризис - хорошее время для новых приобретений, некоторые активы продаются по весьма интересным ценам. Планируете ли вы какие-либо покупки?
Мы не частное предприятие, 100% акций завода принадлежат администрации Красноярского края. Поэтому мы больше ориентированы на участие в местных проектах, а не нацелены на рынок слияний и поглощений.- Учитывая, что “Красцветмет” подконтролен администрации края, влияет ли это на вашу работу? Как складываются взаимоотношения с краевой администрацией?
Нам точно не мешают развивать бизнес, а зачастую даже помогают. Если мы выносим обоснованное и проработанное решение на утверждение совета директоров, всегда получаем поддержку. Эту ситуацию наглядно иллюстрируют все наши реализованные инвестиционные проекты. Что бы ни говорили о проблемах во взаимоотношениях бизнеса и власти, в нашем случае этот симбиоз является исключением из правил. Позитивным, естественно.- Правительство Красноярского края объявило конкурс на оценку вашего предприятия. Не считаете ли вы, что это первый шаг к приватизации компании?
Оценка существующих активов - вполне логичный шаг в условиях существующего из-за кризиса бюджетного дефицита. Акции "Красцветмета" на открытом рынке не торгуются, поэтому определить стоимость компании исходя из ее капитализации невозможно. Оценка производства вовсе не подразумевает под собой в обязательном порядке приватизацию. Возможно, администрация намерена привлечь, например, облигационный займ под актив предприятия. Эти деньги могут быть направлены на финансирование инвестиционных проектов нашего завода, а облигации могут быть приобретены той же администрацией.- Как вы оцениваете перспективы своей отрасли в условиях, когда многие чиновники говорят о скором окончании кризиса?
Весьма позитивно. Мы уже планируем инвестиции в другие направления бизнеса, не связанные с производством драгоценных металлов. Пока не буду раскрывать, какие. Из текущих инвестиционных проектов я мог бы назвать реконструкцию аффинажного производства. Если быть точным, то оборудование в цехах стоит самое современное, но логистика производства осталась все еще советской и ее необходимо менять.- Значит вы не ожидаете второй волны кризиса?
Я считаю, что резкого спада, как и резкого роста, не будет. Экономика, а за ней и наша отрасль, будут восстанавливаться постепенно.(журнал «Компания» № 45 от 07.12.09)