мы работаем для Вас с 1998 года воскресенье, 16 июня 2019 года 
Отраслевой ювелирный портал Ювелинет
 



Новости за период


Последние 20
Последние 50
Последние 100
Все новости

реклама

Новости по разделам

Власть
Инновации
Закон 115-ФЗ ювелирам и ломбардам
Гильдия Ювелиров России
Общество
Ювелирное радио
Пресс-релизы
Бренды
Повышение квалификации
Роскошь и люкс
Торговля
Ювелиры и компании
Техника и технология
Драгоценные камни
Выставки
Недра
Рынки
Криминал
Коллекции
Ломбарды
Объявления

Лента новостей еженедельной газеты
"Ювелирные Известия"

 

 

Збойков В.А.: Нет программы развития отрасли – значит, нет системы ее регулирования

[[RADIO:12]]

С вступлением в силу ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», а это 1998 год, ювелирная отрасль получила некий исходный фундамент правовой базы. Закон этот за годы оброс сотнями Указов и Постановлений, иных нормативных документов, в целом названных в УК РФ «установленными правилами». Но иметь только правовую базу регулирования отрасли, не имея при этом сформулированных целей и задач развития отрасли – значит, обречь развитие отраслевой правовой базы на формирование под воздействием случайных и вовсе не полезных для всей отрасли факторов. Попросту – обречь жизнь отрасли на лоббирование со стороны отдельных участников рынка.

Нет программы развития отрасли – значит, нет системы ее регулирования. Я уж не говорю о государственной поддержке отрасли, хотя бы во время кризиса. Какой должен быть вектор поддержки, если вовсе не ясно, куда отрасли нужно плыть?

Стратегия развития ювелирной промышленности – это программа действий государства, отраслевого бизнеса и его общественных организаций. Программа повышения конкурентоспособности отечественной ювелирной отрасли, программа достижения импортозамещения и выхода на экспортную ориентацию. Это программа борьбы с незаконным оборотом в отрасли.

Каков должен быть основной вектор Стратегии? Это создание таких экономических условий для отрасли, когда выгоднее станет не ввозить чью-то готовую ювелирную продукцию, а производить свою. Производить ювелирную продукцию в России должно быть выгоднее для бизнеса, чем завозить ее по импорту, причем даже контрабандно.

Стратегия должна создать систему в управлении отраслью. Систему реформирования отраслевого законодательства. Систему взаимоотношения бизнеса и власти в ювелирной сфере. Стратегия должна поставить цели и задачи в вопросе регулирования ювелирного рынка и определить пути их достижения как для законотворческих субъектов, так для исполнительных и правоохранительных государственных органов, имеющих отношение к ювелирной отрасли.

В отрасли есть вопросы, решение которых невозможно отдать стихии рынка. Этому мешает и естественная противоположность добывающего и обрабатывающего секторов экономики, и также естественная конкурентная борьба участников рынка. Есть различия в ведении бизнесом хозяйственных дел, и не всегда бизнес сам может найти общий знаменатель с помощью рыночных отношений. Есть такие вопросы, решать которые в интересах государства, в интересах потребителя, да и в интересах развития самого бизнеса в целом должно государство, и в плановом порядке. Любой бизнес по природе своей рвется к все большей прибыли, и чтобы обществу от этого не было вреда, государство должно разумно вмешиваться в рынок. Но именно для разумности вмешательства и нужно четко понимать, что нужно регулировать государству, и зачем. А что можно полностью отдать на откуп рынку.

Государство должно взять на себя поддержку развития тех полезных для отрасли проектов, которые не возьмет на себя чей-то отдельно взятый частный бизнес. Как это делается в Китае и других зарубежных странах.

Не следует также впадать в иллюзию, что все вопросы отрасли смогут решить саморегулируемые организации. Да, они могут быть эффективны, но с опорой на государственные институты. Ведь законы издает государство! Поэтому оптимальным органом самоуправления непростой ювелирной отраслью выглядит тесный союз между саморегулируемой общественной организацией и государственными институтами. Своего рода государственно-частное партнерство на отраслевом уровне. Но такое партнерство тем более должно опираться на совместно подготовленную и совместно принятую программу – Стратегию развития промышленности и отрасли в целом.

Еще раз повторюсь: Стратегия должна оптимальным образом сочетать интересы трех сторон – государства, потребителя и бизнеса. И эта Стратегия должна быть принята, утверждена и бизнесом, и властью.

Совершенно не важно, кто изначально разработает такой документ. Что-то уже написанное можно быстрее обсуждать, чем изобретать с «чистого листа». Но важно, чтобы в обсуждении этого документа и его доведении до ума, приняли как можно больше участников рынка.

И еще. Стратегия – это инструмент контроля как за властью, так и за бизнесом. Если, например, выходит некое постановление, противоречащее духу и векторам Стратегии развития отрасли, то вполне резонно взять участникам рынка Стратегию на вооружение, и указать государственному органу на уход «в сторону» от намеченных целей. То же самое и в отношение лоббистских усилий со стороны бизнеса. Т.е. Стратегия развития отрасли здесь может выступать в роли некого арбитра.

Наконец, Стратегия должна стать своеобразным справочником для государственных чиновников. Например, обсуждаются ввозные пошлины на ювелирные камни. Открывает чиновник Стратегию, и видит: поступило платежей от организаций ювелирной промышленности, всего в 2004 году - 1488,1 млн. руб. (по данным Росстата), а поступлений от ввозных таможенных пошлин по природным алмазам и бриллиантам  (по позиции 7102) – всего 2,6 млн. руб. (данные ФТС). Т.е. всего лишь 0,17% от  всех сборов с ювелирной отрасли. О каких выпадающих доходах бюджета тут можно говорить? Все предельно ясно: пошлины нужно смело обнулять. А пока нет утвержденной Стратегии, пока нет у чиновника такой «настольной книги», приходится оспаривать смехотворные «выпадающие доходы». И таких горестных примеров можно привести немало.

Вот для чего мы разрабатывали Стратегию. Спасибо за внимание.

Источник: [ Ювелирные Известия ]

<< предыдущая новость - следущая новость >>


(C) Ювелинет 1998-2017 Инофрмационная Группа ЮР