В Государственном историческом музее нынче непривычно многолюдно. На прошлой неделе здесь проходит презентация фонда открытого хранения "Золото древнего Кыргызстана".
Впервые кыргызстанцы смогут увидеть в полном объеме лучшие образцы ювелирного искусства сакской цивилизации, эпохи Великого переселения народов и средневекового Кыргызстана. Эта уникальная коллекция долгое время хранилась в запасниках музея и не могла быть выставлена на всеобщее обозрение, потому что в музее отсутствовали необходимые условия. Но при помощи посольства США в музее оборудовали специальное помещение с особыми условиями безопасности, режимом температуры и влажности. Экспозиция будет работать подобно Алмазному фонду в Кремле - лишь несколько часов в день и по предварительным заявкам посетителей.
Пожалуй, самый ценный экспонат коллекции, уже давно ставший визитной карточкой исторического музея, - это золотая маска из разрушенного курганного могильника в Шамcи, что в Чуйской долине, недалеко от современного Токмака. В 1958 году колхозники, вспахивая поле на тракторе, случайно обнаружили катакомбу с погребением и золотыми украшениями. Когда вызвали археологов из института истории, те ахнули: не каждый день удается натолкнуться на комплект из 27 предметов одной эпохи!
Маска из тончайшей золотой фольги, относящаяся к III-V вв. нашей эры, как полагают ученые, покрывала лицо умершей женщины из богатого и знатного рода - “шамсинской царицы”, как ее теперь величают. На поверхности пунктирными линиями и белой краской нанесена татуировка в виде древа жизни. Этот символ - представление древних о мироздании, который присутствует в сказках и легендах народов мира. Сердолик в глазных отверстиях делает взгляд осмысленным, словно оживляя маску. Это единственная маска, выполненная в натуральный размер человеческого лица. Говорят, аналогов ей нет во всей Евразии.
Голову царицы покрывала серебряная диадема с золотыми пластинками. Несмотря на свою кажущуюся массивность, маска и диадема весят меньше 100 граммов каждая и, как заметили музейные работники, при передвижении издают необычайно мелодичный звон…
|
|
Знаменитая золотая маска "шамсинской царицы".
Аналогов ей нет во всей Евразии. |
|
|
Несмотря на кажущуюся массивность,
эта диадема весит всего 60 граммов! |
Среди других предметов шамсинского клада, представленных в экспозиции, - золотая кружка, нагрудный медальон, очевидно, с портретом умершей женщины, височные и накосные украшения.
- Уникальность шамсинской коллекции в том, что она была найдена в одном месте и принадлежала одному человеку, - рассказывает ведущий научный сотрудник отдела фондов исторического музея Лариса Владимировна Куклина. - Для историков и археологов это представляет особую ценность. С ее помощью они получили представление о головных уборах, ювелирных украшениях и погребальном обряде эпохи Великого переселения народов.
С находкой шамсинского клада связана красивая легенда. Говорят, когда колхозники спустились в катакомбу, они увидели, что там лежит женщина необыкновенной красоты. Но тут подул легкий ветерок, и у них на глазах все превратилось в прах - женщина растворилась в воздухе, прекрасное видение исчезло.
|
|
Скульптурки божеств буддийского пантеона
украшали буддистские храмы, остатки
которых нашли в северной части Кыргызстана. |
А вот миниатюрные золотые фигурки бегущего джейрана и петушка нужно разглядывать разве что в микроскоп. Эти изображения тончайшей ювелирной работы, вошедшие в историю под названием сакского звериного стиля, украшали верх головного убора саков. Племена саков, которых еще Геродот называл "азиатскими скифами", населяли территорию современного Кыргызстана в первом тысячелетии до нашей эры. А образы зверей для них, очевидно, были воплощением таких важных для воинов-кочевников качеств, как сила, храбрость, быстрота движения.
Среди экспонатов коллекции весьма необычно смотрятся буддистские скульптурки и бляхи, найденные в разное время в северных районах Кыргызстана. Что может говорить о том, что буддистская культура проникала на эту территорию с развитием Великого шелкового пути вместе с миссионерами из Индии и Китая. Особенно интересны относящиеся к VIII веку н.э. позолоченные бронзовые статуэтки Будды Венчанного и божеств буддийского пантеона Бодхисаттва и Парвати.
К слову, многие приемы и техники древних мастеров сохранили и усовершенствовали кыргызские ювелиры. Результаты этой преемственности можно увидеть в современных украшениях. А корни - проследить на выставке в золотых украшениях VI-VII вв., найденных во время археологических раскопок курганов в Кочкорской долине совсем недавно - в 1998 году.
|
|
Нагрудный медальон
"шамсинской царицы". |
|
|
Фигурка петушка - элемент
знаменитого сакского звериного стиля. |
|
|
Фигурка стоящего льва - еще один
элемент сакского звериного стиля. |
|
|
Фрагмент жертвенного стола из бронзы,
найденного в Иссык-Кульской котловине. |
- Мы говорим "золото древнего Кыргызстана", а что было раньше на территории этой страны? - спрашиваю у хранителя фонда археологии Жипары Токказиевой.
- Народы сменяли друг друга, но не исчезали совсем, а сливались, - охотно рассказывает она. - Сначала на этой территории проживали саки, потом пришли гунны, которые их ассимилировали, а затем настал черед тюркских племен с Востока, которые создали здесь Западно-Тюркский каганат. Потом образовались Тюргешский каганат, Караханидское царство, государство каракиданей… А кыргызы испокон веков жили на этой территории и кочевали отсюда до Алтая. Этноним "кыргыз" встречается в письменных источниках II века до нашей эры.
У некоторых потрясенных посетителей выставки не раз возникал вопрос о стоимости ювелирных украшений. На это экскурсоводы неизменно отвечали с улыбкой: "Вещи такого рода бесценны. Это национальное достояние".