мы работаем для Вас с 1998 года воскресенье, 17 декабря 2017 года 
Отраслевой ювелирный портал Ювелинет
 



Новости за период


Последние 20
Последние 50
Последние 100
Все новости

реклама

Новости по разделам

Власть
Инновации
Союз ДМДК
Гильдия Ювелиров России
Общество
Ювелирное радио
Пресс-релизы
Бренды
Повышение квалификации
Роскошь и люкс
Торговля
Ювелиры и компании
Техника и технология
Драгоценные камни
Выставки
Недра
Рынки
Криминал
Коллекции
Ломбарды
Объявления

Лента новостей еженедельной газеты
"Ювелирные Известия"

 

 

Проект документа "Стратегия развития ювелирной промышленности РФ" от "Союза ювелиров России"

Мы публикуем документ "Стратегия развития ювелирной промышленности РФ в кризисный и посткризисный период", концепция которого была принята на первом заседании недавно созданной общественной организации "Союз ювелиров России" (см. нашу публикацию). "Стратегия развития" призвана быть путеводным документом и ориентиром для деятельности новой организации.

Сам по себе документ довольно большой, 130 страниц, и мы не стали публиковать его в виде статьи. Желающие могут скачать его целиком с нашего сайта (формат doc), а для всех заинтересовавшихся мы предлагаем ознакомиться с выдержками и содержанием "Стратегии развития", как ее видит "Союз ювелиров России". 

1.1. Место ювелирной промышленности в отрасли

Ювелирная промышленность тесно связана со многими участками экономики – гранильной промышленностью, алмазно-бриллиантовым комплексом, аффинажными предприятиями, финансовыми институтами – банками и пр.

Эта связь, обусловленная общим фактором работы с драгоценными металлами и драгоценными камнями (ДМДК), нашла отражение в едином регулировании их деятельности государством через Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Вследствие чего все хозяйствующие субъекты, так или иначе имеющие отношение к работе с ДМДК, условно считают причастными к обобщающему расширенному понятию – «ювелирная отрасль», охватывающему всех участников рынка ДМДК.

.....

1.2.1. Золотые ювелирные изделия

По данным Союза золотопромышленников РФ, в 2005 году в России было добыто и произведено 168 тонн золота (в том числе собственно добыча - 152 тонны). По оценке Комитета по драгоценным металлам и драгоценным камням Торгово-промышленной палаты, Россия занимает 5-е место по добыче золота в мире - около 15% мировой добычи.

По данным Пробирного надзора, динамика количества и общей массы опробованных и заклейменных ювелирных изделий из золота (отечественных и импортированных) выглядит нижеследующим образом.

Проект документа Стратегия развития ювелирной промышленности РФ от Союза ювелиров России 

1.2.2. Серебряные ювелирные изделия

Доля российской добычи и производства серебра в общемировом объеме невелика. В 2005 году Россия произвела около 1,3 тысяч тонн серебра, или 6,6% от мировой добычи.

По данным Пробирного надзора, динамика количества и общей массы опробованных и заклейменных ювелирных изделий из серебра (отечественных и импортированных) выглядит нижеследующим образом.

Проект документа Стратегия развития ювелирной промышленности РФ от Союза ювелиров России 

......

1.3.1. Падение рынка ювелирных изделий в мире

Тяжелая ситуация наблюдается в период кризиса в ювелирной отрасли по всему миру.

Индия является крупнейшим производителем ювелирных изделий. Экспортная ориентация гранильной отрасли Индии привела к тому, что когда американские ювелиры из-за затоваривания ювелирного рынка перестали платить за индийские бриллианты, гранильная отрасль Индии оказалась в крайне тяжелом положении, что привело к массовому сокращению гранильного производства и вынужденным отпускам для рабочих.

В декабре 2008 года Совет по развитию экспорта драгоценных камней и ювелирных изделий Индии (GJEPC) направил всем своим участникам просьбу воздержаться от импорта алмазного сырья в течение месяца. Индия сократила экспорт золота и ювелирных украшений на 35% в феврале 2009 года. Экспорт продукции был сокращен в условиях резкого падения спроса на товары категории «люкс». Всего в феврале 2009 года Индия экспортировала ювелирные украшения на сумму 1,22 млрд долларов против 1,866 млрд долларов месяцев ранее.

На крупнейшем рынке ювелирных изделий - в США, где обычно продается половина всех бриллиантовых украшений, дела идут плохо. Рождественские продажи ювелирных изделий в 2008 году в США упали примерно на 25%. Так, у крупнейшего ритейлера Tiffany праздничные продажи упали на 24%.

По данным JClub, в январе 2009 года импорт золотых ювелирных изделий в Японию уменьшился на 27% до 46,4 млн долларов, а импорт изделий из платины снизился также на 27% до 23,2 млн. долларов. Импорт изделий из серебра упал на 14% до 15,7 млн долларов.

Продажи ювелирных изделий в японских универсальных магазинах упали еще в октябре 2008 г на 6,8 % по сравнению с 2007 г (без учета закрытия магазинов и ювелирных отделов), и непрерывное падение этого показателя продолжается уже восемь месяцев.

По причине кризиса в 2009 году отменены многие международные ювелирные выставки.

Выставка JCK India show, открытие которой было намечено на 27 июня в Нью-Дели (Индия), отменена ее организаторами, которые в качестве причины подобного решения сослались на спад на внутреннем ювелирном рынке Индии. Седьмая ежегодная конференция «Дубай – город золота», которая должна была начаться 25 апреля, также была отменена из-за слабой конъюнктуры на ювелирном рынке. Это произошло от того, что многие постоянные экспоненты и спонсоры отказались от участия в мероприятии по финансовым соображениям, и организаторы не смогли найти достаточное число спонсоров для проведения ювелирной выставки.

На начало апреля 2009 года ситуация на мировом ювелирном рынке улучшаться не начала.

....

2.2.     Ювелирная отрасль и отношение к ней государства

До 2003 года драгоценные металлы и драгоценные камни приравнивались к валютным ценностям, их оборот контролировался государством на основании ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Для учета специфики ДМДК с 1998 года действовал ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». А серьезность контроля подчеркивали статьи 191 и 192 Уголовного кодекса РФ. Соответственно, оборот ДМДК курировал обособленный Департамент драгоценных металлов и драгоценных камней Минфина России.

С 2003 года ДМДК выведены из перечня валютных ценностей ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Был ликвидирован Департамент драгоценных металлов и драгоценных камней Минфина России, и кураторство над отраслью перешло в Административный департамент Минфина России, став лишь одной из многочисленных сфер интересов Департамента. Однако блок отраслевого законодательства претерпел при этом лишь косметические правки. Так, в УК РФ сохранились фактически антиконституционные статьи 191 и 192, а из ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» были лишь убраны ссылки на ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

....

Существующая строгость законодательства, возможность всеобъемлющего контроля государства за любой операцией с ДМДК от момента их добычи до момента продажи готового изделия конечному потребителю, дает возможность добывающим компаниям отрасли (в первую очередь, АК «АЛРОСА») эффективно использовать все государственные ресурсы. В том числе – задействовать структуры МВД и ФСБ в процессе охраны на объектах добычи и первичного оборота, экономя, тем самым, деньги самих хозяйствующих субъектов.

....

Строгость отраслевого законодательства подкреплена невероятно жестокой нормой уголовного преследования за нарушение рассредоточенных по различным подзаконным актам и вовсе неоднозначных «правил» обращения ДМДК. Статья 191 Уголовного кодекса РФ наказывает за нарушение несуществующих «правил» обращения ДМДК даже более строго, чем в ряде случаев за совершение убийства – до 10 лет лишения свободы.

....

2.3.2.    Структура бизнеса в ювелирной промышленности

....

По данным Пробирной палаты РФ, на 2008 год наиболее крупными ювелирными производственными предприятиями являются нижеследующие:

Проект документа Стратегия развития ювелирной промышленности РФ от Союза ювелиров России 

Точных данных об объемах бизнеса предприятия ювелирной промышленности предпочитают не предоставлять в открытую печать. Маркетинговые исследования разных компаний дают противоречивые сведения.

Так, по данным некоторых руководителей предприятий группы «Адамас» в 2005 году на 6 ведущих российских компаний приходилось около 47% российского ювелирного рынка, причем доли рынка делились между основными игроками следующим образом:

Проект документа Стратегия развития ювелирной промышленности РФ от Союза ювелиров России 

....

3.6.4. Доказательство доли контрабанды и «серого» импорта на уровне 70% на российском ювелирном рынке

В феврале 2009 года по запросу депутата Государственной Думы РФ, председателя подкомитета по рудному и нерудному минеральному сырью, в т.ч. по драгоценным металлам и драгоценным камням Шиманова А.А., Пробирная палата России и Росстат предоставили сводную статистическую информацию, содержащую данные по обороту ювелирных изделий на российском рынке в период 1994 – 2008 годы. В принципе сводными данными по тем или иным аспектам оборота ювелирной продукции в России располагают следующие государственные структуры:

  • Пробирная палата России;
  • Росстат;
  • Федеральная таможенная служба (ФТС);
  • Министерство по налогам и сборам (МНС).

Однако сведения, которыми располагают все эти структуры, представлены в самом разнообразном и подчас совершенно несопоставимом виде. Таким образом, чтобы понять реальную ситуацию на внутреннем российском рынке, нужно перевести статистические данные различных ведомств в единообразный измеритель и сопоставить. Именно сопоставление тождественных сведений от разных структур позволяет сделать более чем интересные выводы. В частности, это сравнение позволяет наиболее точно представить реальный объем российского ювелирного рынка. И, что очень важно и интересно – оценить реальную долю на нем ювелирной продукции российских производителей, долю легального импорта и долю контрабанды.

Ниже приводится экспертный анализ доли контрабанды ювелирных изделий по двум совершенно разным методикам. В одном случае сравниваются различные по характеру данные Росстата, в другом – данные Росстата сравниваются с данными по заклейменным в Пробирной палате изделиям.

Однако и по одной, и по другой методике экспертной оценки, результат оказался практически одинаковым. Если по первой методике для 2004 года было получено значение 70,6% контрабанды от общего российского рынка всех ювелирных изделий (золотых и серебряных), то по второй методике для того же 2004 года было получено значение в 74,38% контрабанды на российском рынке только золотых ювелирных изделий. И это – без учета «замаскированной» контрабанды в виде применения толлинговых схем производства.

.....

3.8.     Проблема пробирного надзора

....

Государство обязательным характером клеймения лишает потребителя права выбора:

  • оплатить государственное клеймо и иметь его на своем ювелирном изделии,
  • доверяя производителю, приобрести чуть дешевле изделие без клейма, никак, впрочем, изделие не украшающего.

Массового потребителя ювелирной продукции никто и не спрашивал, нужен ли ему пробирный надзор. Таким образом, именно применение ОБЯЗАТЕЛЬНОГО государственного пробирного клеймения и нарушает права потребителя! Логично предположить, что производитель или импортер сам, по собственному желанию обращался бы в государственную пробирную инспекцию, если бы на наличие клейма был бы реальный потребительский спрос.

Покупатели в России действительно привыкли проверять на украшениях пробы. Но кто сказал, что если пробы на изделиях будут не государственные, а самого производителя, то доверие населения к ювелирным изделиям упадет? Опыт многих стран показывает, что наличие государственного пробирного клейма на ювелирной продукции не дает потребителю больше гарантий, чем клеймо, поставленное непосредственно производителем (если клеймо и правда хоть что-то гарантирует).

Еще более глупым выглядит обязательное клеймение ювелирной продукции, поставляемой на экспорт за рубеж, где не только российское клеймо не признается, но и вовсе не требуется никакого клейма.

....

Если право самостоятельного пробирного клеймения получают только некоторые наиболее крупные производители, то это явная преференция в их сторону, нарушение честной конкуренции. Идеальным для всех производителей был бы переход к ДОБРОВОЛЬНОМУ клеймению, с правом клеймить у себя, самостоятельно.

....

Реформирование пробирного надзора на первом этапе (до полной отмены обязательного клеймения) должно включать в себя:

  • установление равных для всех сроков клеймения в 1-2 дня;
  • отмену клеймения ювелирных изделий, поставляемых российскими ювелирными предприятиями на экспорт;
  • отмену обязательного клеймения ювелирных изделий из серебра массой до 3 грамм;
  • создание прозрачного механизма принятия решений по вопросу открытия пунктов пробирного надзора.

....

5.1.3.    Содержание предложений в «Программу антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год»

....

2.2.8. Ювелирная отрасль.

2.2.8.1. Внести изменения, упрощающие кредитование ювелирной отрасли: в постановлении Правительства Российской Федерации № 756 от 30 июня 1994 года отменить действие п.п.10,18,25.

2.2.8.2. Выделить из Госфонда России с отсрочкой платежа российским ювелирным предприятиям неликвидные ценности (ювелирные изделия и другое)

2.2.8.3. Отменить НДС при продаже драгоценных металлов в слитках юридическим и физическим лицам

2.2.8.4. Ввести меры, содействующие развитию экспорта ювелирных изделий: предоставление государственных гарантий по поддержке экспорта, разрешение на переработку в России зарубежного давальческого сырья, добровольное опробование и клеймение ювелирных изделий российского производства, поставляемых на экспорт, поддержку участия в зарубежных ювелирных выставках

2.2.8.5. Отменить ввозные пошлины на все ювелирные камни, технологическое оборудование и расходные материалы для ювелирного производства

2.2.8.6. Внести изменения в ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и в другие законодательные акты, регулирующие ювелирную отрасль (приведение российского отраслевого законодательства в соответствие отраслевым законодательствам основных стран-конкурентов)

2.2.8.7. Внести изменения в п. 2 Статьи 346.12. Налогового кодекса Российской Федерации, позволяющие для малых предприятий ювелирной отрасли в качестве критерия, дающего право на применение УСН, использовать величину предельного размера доходов организации за минусом ее расходов

2.2.8.8. Осуществить комплекс мер по защите прав российских потребителей от низкокачественной и незаконно произведенной продукции из драгоценных металлов

....

6.3. Повышение конкурентоспособности российской ювелирной промышленности.

6.3.1. Базисные позиции обоснования принятия решения

- Единственным аргументом в пользу сохранения ввозных пошлин на ювелирные камни можно считать фискальные интересы государства - стремление сохранить выпадающие при обнулении пошлин доходы бюджета. Но здесь есть прекрасное решение: обнулить ставки пошлин на все драгоценные и полудрагоценные камни (сырье для российской ювелирной промышленности) и одновременно вдвое поднять размер ставки ввозной пошлины на готовые ювелирные изделия с 20% до 40%. Таким образом, будет решен не только вопрос соблюдения фискальных интересов государства, но заодно и целый комплекс проблем.

.....

Проект документа Стратегия развития ювелирной промышленности РФ от Союза ювелиров России 

Ставки ввозных таможенных пошлин (в процентах от таможенной стоимости)

Основная идея - снижение на 20% (до нуля) пошлин на одни из товаров 71 группы ТН ВЭД - на камни, при одновременном увеличении на те же 20% (до 40%) ставок ввозных пошлин на другие товары той же 71 группы ТН ВЭД - на готовые ювелирные изделия.

....

9. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ СТРАТЕГИИ

К сожалению, не существует государственной программы поддержки ювелирной промышленности России. Со стороны государства неопределенную финансовую поддержку мероприятиям Стратегии можно ожидать только в рамках общего антикризисного пакета. Да и то – с незначительной вероятностью.

В части совершенствования законодательства мероприятия Стратегии в большинстве случаев могут обойтись вообще без обособленного финансирования, т.к. будут осуществляться в государственных структурах в рамках их штатных действий.

Единственными источниками финансирования реализации Стратегии в прочих ее разделах, следует считать только возможные добровольные вклады заинтересованных юридических лиц и общественных организаций.

Как показывает предыдущая практика работы на рынке ДМДК, ювелирное сообщество не отличается особой щедростью в целях проведения общеотраслевых мероприятий. Отчасти это объясняется полным неверием участников отрасли ДМДК в возможность хоть как-то изменить экономические и законодательные условия хозяйствования путем воздействия на Власть или за счет «обратной связи» с Властью.

Другая причина отсутствия интереса финансировать коллективные программы развития отрасли ДМДК у ее участников – это разнонаправленность политических и экономических интересов. Подробно этот факт отражен в разделе 2.1. Стратегии.

Таким образом, финансирование реализации Стратегии – самый острый вопрос и самое слабое ее место.
 

Документ "Стратегия развития ювелирной промышленности" вы можете скачать целиком с нашего сайта.

Источник: [ Ювелирные Известия ]

<< предыдущая новость - следущая новость >>


(C) Ювелинет 1998-2017 Инофрмационная Группа ЮР